Журнал: Социологический журналМалиновский С. С., Шибанова Е. Ю.Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в России DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2022.28.3.9149. EDN: AQUFFI Малиновский Сергей Сергеевич НИУ «Высшая школа экономики», Москва, РоссияШибанова Екатерина Юрьевна НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю. Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в России // Социологический журнал. 2022. Том. 28. № 3. С. 8-37.DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2022.28.3.9149. EDN: AQUFFIРубрика: МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯВыражение признательностиСтатья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (соглашение о предоставлении гранта № 075-15-2022-325)Аннотация: Произошедшие за последнее десятилетие структурная консолидация вузовской сети, сокращение коммерческого сегмента и перераспределение образовательных потоков в пользу профессионального образования позволяют говорить о завершении этапа экспансии высшего образования в России. Цель статьи — поиск возможных объяснений и анализ макроуровневых факторов данного феномена в русле экономического, социологического и политико-экономического подходов. Опираясь на данные статистики и социологических мониторингов, авторы показывают, что снижение охвата обусловлено сокращением предложения высшего образования, снижением финансовой доступности и изменением экономической эффективности образовательных стратегий. Снижение участия в высшем образовании произошло за счет менее обеспеченных и образованных семей, переориентирующих спрос на среднее профессиональное образование. Сокращение заочных вузов и филиалов, вузовская поляризация усиливают социальную дифференциацию образовательных ожиданий и возможностей. Стратификация и профессионализация третичного сектора образования также рассматриваются как часть эволюции консервативной политико-экономической модели в России.Литература:1. Абанкина И.В. Финансирование образования: тренд на персонализацию // Журнал НЭА. 2019. № 1. С. 41. DOI: 10.31737/2221-2264-2019-41-1-11 EDN: YZJYIH2. Александров Д.А., Тенишева К.А., Савельева С.С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66–91. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-66-91 EDN: UKEBEF3. Бессуднов А.Р., Куракин Д.Ю. Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 83–109. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-83-109 EDN: ZHRDRF4. Богданов М.Б., Малик В.М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодежи России? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 392–420. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1603 EDN: NBXFVU5. Виссер Й. Профсоюзы на распутье. Рабочий документ МОТ/ACTRAV. Женева: МОТ, 2020. — 83 p.6. Вишневская Н.Т., Зудина А.А. Экономически уязвимые группы молодежи в странах ОЭСР и России // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 11. С. 99–107. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-11-99-107 EDN: SLYCXV7. Габдрахманов Н.К., Лешуков О.В., Платонова Д.П. Обеспеченность бюджетными местами региональных систем высшего образования с учетом демографических трендов // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 4. С. 32–45. DOI: 10.15826/umpa.2019.04.027 EDN: OOFHZO8. Гильтман М.А., Обухович Н.В., Токарева О.Е. Активная и пассивная политика на российском рынке труда: централизация или регионализация? // Вопросы экономики. 2019. № 6. С. 79–98. DOI: 10.32609/0042-8736-2019-6-79-98 EDN: ZJZGUQ9. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И., Абанкина И.В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 272 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1937-0 EDN: CBQJGP10. Захаров А.Б., Адамович К.А. Региональные различия в доступе к образовательным ресурсам, в академических результатах и в траекториях российских учащихся // Экономическая социология. 2020. Т. 20. № 1. С. 60–80. DOI: 10.17323/1726-3247-2020-1-60-80 EDN: KTKAEL11. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 34–44. DOI: 10.7868/S0132162518030030 EDN: LAYWBV12. Кузьминов Я.И., Орехин П.В., Нетреба П.Н. Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 112 c.13. Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. Региональная дифференциация доступности высшего образования в России. Серия: Современная аналитика образования. 2020. Т. 13. № 43. — 69 с.14. Мальцева В.А., Шабалин А.И. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 10–42. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-2-10-42 EDN: VFPICX15. Мониторинг качества приема в вузы: основные итоги 2020 // Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики [электронный ресурс]. Дата обращения 13.10.2020. URL: https://ege.hse.ru/stata_202016. Овчарова Л.Н., Бирюкова С.С., Селезнева Е.В., Абанокова К.Р. Доходы, расходы и социальное самочувствие населения России в 2012–2016 гг. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 58 c.17. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Влияние «качества» вуза на заработную плату выпускников // Вопросы экономики. 2016. Т. 12. № 8. С. 74–95. DOI: 10.32609/0042-8736-2016-8-74-95 EDN: WIMDMH18. Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 539–554. DOI: 10.17323/727-0634-2019-17-4-539-554 EDN: ZVTCLN19. Чередниченко Г.А. Траектории заочников высшей школы в сфере образования и труда // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 165–187. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-165-187 EDN: NYPTCY20. Ястребов Г.А. Социальная мобильность в постсоветской России: новый взгляд на проблему (с использованием продвинутых методов анализа) // Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 2. С. 127–136. EDN: VUZMPL21. Agasisti T. Towards “Lisbon objectives”: Economic determinants of participation rates in university education: an empirical analysis in 14 European countries. Higher Education Quarterly. 2009. Vol. 63. No. 3. P. 287–307. DOI: 10.1111/j.1468-2273.2008.00416.x22. Allmendinger J., Leibfried S. Education and the welfare state: the four worlds of competence production. Journal of European social policy. 2003. Vol. 13. No. 1. P. 63–81. DOI: 10.1177/095892870301300104723. Arnhold N., Bassett R.M. Steering Tertiary Education. Washington: World Bank, 2021. 88 p. DOI: 10.1596/3632824. Beblav? M., Thum A.E., Veselkova M. Education and social protection policies in OECD countries: Social stratification and policy intervention. Journal of European Social Policy. 2013. Vol. 23. No. 5. P. 487–503. DOI: 10.1177/095892871349917425. Becker U., Vasileva A. Russia's political economy re-conceptualized: A changing hybrid of liberalism, statism and patrimonialism. Journal of Eurasian Studies. 2017. Vol. 8. No. 1. P. 83–96. DOI: 10.1016/j.euras.2016.11.00326. Beller E., Hout M. Welfare states and social mobility: How educational and social policy may affect cross-national differences in the association between occupational origins and destinations. Research in social stratification and mobility. 2006. Vol. 24. No. 4. P. 353–365. DOI: 10.1016/j.rssm.2006.10.00127. Bluhm K., Varga M. Conservative developmental statism in east central Europe and Russia. New Political Economy. 2020. Vol. 25. No. 4. P. 642–659. DOI: 10.1080/13563467.2019.163914628. Boudon R. Education, opportunity, and social inequality: Changing prospects in western society. N.Y.: Wiley, 1974. xxvii, 220 p.29. Breen R., Goldthorpe J.H. Explaining educational differentials: Towards a formal rational action theory. Rationality and society. 1997. Vol. 9. No. 3. P. 275–305. DOI: 10.1177/10434639700900300230. Busemeyer M.R. Skills and inequality: Partisan politics and the political economy of education reforms in western welfare states. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 326 p. DOI: 10.1017/CBO978110747765031. Cantwell B., Marginson S., Smolentseva A. High participation systems of higher education. Oxford: Oxford University Press, 2018. 496 p. DOI: 10.1093/oso/9780198828877.001.000132. Chetvernina T. Trade unions in transitional Russia–peculiarities, current status and new challenges. SEER-South-East Europe Review for Labour and Social Affairs. 2009. No. 03. P. 407–431. DOI: 10.5771/1435-2869-2009-3-40733. Estevez-Abe M., Iversen T., Soskice D. Social protection and the formation of skills: A reinterpretation of the welfare state. Varieties of capitalism: The institutional foundations of comparative advantage. Oxford: Oxford University Press, 2001. P. 145–183. DOI: 10.1093/0199247757.003.000434. Gimpelson V. The labor market in Russia, 2000–2017. IZA World of Labor. 2019. No. 466. DOI: 10.15185/izawol.46635. Hall P., Soskice D. An Introduction to Varieties of Capitalism. Varieties of capitalism: The institutional foundations of comparative advantage. Oxford: Oxford University Press, 2001. P. 1–68. DOI: 10.1093/0199247757.003.000136. Hega G., Hokenmaier K. The welfare state and education: a comparison of social and educational policy in advanced industrial societies. German Policy Studies. 2002. Vol. 2. No. 1. P. 143–173.37. Iversen T., Stephens J. Partisan politics, the welfare state, and three worlds of human capital formation. Comparative political studies. 2008. Vol. 41. No. 4–5. P. 600–637. DOI: 10.1177/001041400731311738. Kainu M., Kulmala M., Nikula J., Kivinen M. The Russian Welfare State System. The Routledge International Handbook of Welfare State Systems. Ed. by C. Aspalter. Oxon: Routledge, 2017. P. 291–316.39. Kapelyushnikov R., Kuznetsov A., Kuznetsova O. Diversity within capitalism: the Russian labour market model. Employee Relations. 2011. Vol. 33. No 4. P. 395–412. DOI: 10.1108/0142545111114269340. Konstantinovskiy D. Expansion of higher education and consequences for social inequality (the case of Russia). Higher education. 2017. Vol. 74. No. 2. P. 201–220. DOI: 10.1007/s10734-016-0043-741. Malinovskiy S., Shibanova E. Higher education in welfare regimes: Three worlds of post-Soviet transition. Journal of European Social Policy. June 2. 2022. P. 1–17. DOI: 10.1177/0958928722110134442. Marginson S. The worldwide trend to high participation higher education: Dynamics of social stratification in inclusive systems. Higher Education. 2016. Vol. 72. No. 4. P. 413–434. DOI: 10.1007/s10734-016-0016-x43. Melianova E., Parandekar S., Patrinos H., Volgin A. Returns to Education in the Russian Federation: Some New Estimates. Washington: World Bank, 2020. 44 p.44. Minina E., Yanbarisova D., Pavlenko E. Educational choice of Russian high school students in grade nine. International Studies in Sociology of Education. 2020. Vol. 29. No. 4. P. 326–343. DOI: 10.1080/09620214.2020.172836245. Pechar H., Andres L. Higher-education policies and welfare regimes: International comparative perspectives. Higher Education Policy. 2011. Vol. 24. No. 1. P. 25–52. DOI: 10.1057/hep.2010.2446. Peter T., Edgerton J., Roberts L. Welfare regimes and educational inequality: a cross?national exploration. International studies in Sociology of Education. 2010. Vol. 20. No. 3. P. 241–264. DOI: 10.1080/09620214.2010.51611147. Prakhov I., Yudkevich M. University admission in Russia: Do the wealthier benefit from standardized exams? International Journal of Educational Development. 2019. Vol. 65. P. 98–105. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2017.08.00748. Raitano M. Intergenerational transmission of inequalities in Southern European countries in comparative perspective: Evidence from EU-SILC 2011. European Journal of Social Security. 2015. Vol. 17. No. 2. P. 292–314. DOI: 10.1177/13882627150170020849. Remington T. F., Marques I. The reform of skill formation in Russia: Regional responses. Europe-Asia Studies. 2020. Vol. 72. No. 7. P. 1125–1152. DOI: 10.1080/09668136.2020.171744750. Salmi J., D'Addio A. Policies for achieving inclusion in higher education. Policy Reviews in Higher Education. 2021. Vol. 5. No. 1. P. 47–72. DOI: 10.1080/23322969.2020.183552951. Schofer E., Ramirez F., Meyer J. The societal consequences of higher education. Sociology of Education. 2021. Vol. 94. No. 1. P. 1–19. DOI: 10.1177/003804072094291252. Schulze-Cleven T. Organizing Competition: Regulatory Welfare States in Higher Education. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2020. Vol. 691. No. 1. P. 276–294. DOI: 10.1177/000271622096589153. Shibanova E., Malinovskiy S. Higher education in Soviet and Russian welfare states: hybridization, continuity and change. European Journal of Higher Education. 2021. Vol. 11. No. 3. P. 273-291. DOI: 10.1080/21568235.2021.194547554. Stevens M., Shibanova E. Varieties of state commitment to higher education since 1945: Toward a comparative-historical social science of postsecondary expansion. European Journal of Higher Education. 2021. Vol. 11. No. 3. P. 219–238. DOI: 10.1080/21568235.2021.194425255. Trow M. Twentieth-century higher education: Elite to mass to universal. Ed. By M. Burrage. Baltimore: JHU Press, 2010. 640 p.56. West A., Nikolai R. Welfare regimes and education regimes: Equality of opportunity and expenditure in the EU (and US). Journal of Social Policy. 2013. Vol. 42. No. 3. P. 469–493. DOI: 10.1017/S0047279412001043Сведения об авторахМалиновский Сергей Сергеевич НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россиякандидат политических наук, заместитель заведующего, Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»; эксперт, Центр социологии высшего образования, Институт образованияШибанова Екатерина Юрьевна НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия младший научный сотрудник, Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов», Институт образованияСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2022. Том. 28. № 3. >> Архив журнала