Журнал: Социологические исследованияЗборовский Г. Е., Амбарова П. А., Шуклина Е. А.Существует ли система высшего образования в России? Зборовский Гарольд Ефимович , garoldzborovsky@gmail.comАмбарова Полина Анатольевна , borges75@mail.ruШуклина Елена Анатольевна , e.a.shuklina@urfu.ruDOI: 10.7868/S0132162517110095ID статьи на сайте журнала: 6936 Полный текст Текст статьи.Ссылка при цитировании: Зборовский Г. Е., Амбарова П. А., Шуклина Е. А. Существует ли система высшего образования в России? // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 76-86. DOI: 10.7868/S0132162517110095Рубрика: Социология образованияАннотацияВ статье рассматривается проблема перехода от механистической к органической системе высшего образования. Показаны различия между двумя типами систем высшей школы. Цель статьи состоит в обосновании необходимости и возможности создания целостной системы высшего образования в макрорегионе (федеральном округе) как точки роста высшего образования в России. Объект исследования – сфера высшего образования в России и Уральском макрорегионе (УрФО). Предмет – разрывы и взаимосвязи между элементами системы высшего образования. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что способом ее создания может стать переход к нелинейному развитию высшего образования в макрорегионе. Теоретический анализ в статье сопряжен с рассмотрением данных эмпирического исследования высшего образования, осуществленного в масштабах федерального округа (УрФО). Результаты показывают, что складываются предпосылки перехода к нелинейному развитию высшего образования за счет: формирования межвузовского сетевого взаимодействия; трансформации управления университетами; изменения траекторий академической мобильности с внешней (зарубежной) на внутреннюю (макрорегиональную); активного сотрудничества вузов со стейкхолдерами; принятия новых форматов высшего образования; усиления инновационности образовательного и научно-исследовательского процесса; внедрения новых принципов взаимодействия образовательных общностей в университетах, регионе и макрорегионе; разработки нормативного регулирования сетевого взаимодействия и нелинейного образования в университетах. Авторы приходят к выводу, что это и есть путь формирования органической, целостной системы высшего образования в макрорегионе, опыт которого в перспективе можно транслировать на другие округа.Ключевые словасистема высшего образования; макрорегион; сетевое взаимодействие; нелинейная модель высшего образования; образовательные общности; управление высшим образованием; образовательные организацииЛитератураБалацкий Е. В. Ловушка аудиторных часов и новая модель образования // Высшее образование в России. 2017. № 2. C. 63–69. Балацкий Е. В. Синдром аритмии реформ в системе высшего образования // Журнал Новой экономической ассоциации. 2014. № 4. С. 111–140. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Концептуальные основы перехода к нелинейной модели высшего образования в регионе // Экономика региона. 2016. Т. 12. Вып. 4. С. 1157–1166. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования. М.: Гардарики, 2005. Зиньковский К. В., Деркачев П. В. Реструктуризация системы высшего образования: оценка результатов объединений вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6. С. 135–145. Красинская Л. Ф. Преподаватель высшей школы: каким ему быть? (размышления о социальных ожиданиях и профессиональных реалиях) // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 37–46. Курбатова М. В., Каган Е. С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Journal of Institutional Studies. 2016. Т. 8. № 3. С. 116–136. Лисюткин М. А., Фрумин И. Д. Как деградируют университеты? К постановке проблемы // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4–5. С. 12–21. Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова, В. С. Каташинских и др. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. Салми Д., Фрумин И. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 25–68. Серякова С. Б., Красинская Л. Ф. Реформа высшего образования глазами преподавателей: результаты исследования // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 22–30. Тощенко Ж. Т. Новые лики активности: имитация // Социологические исследования. 2012. № 12. С. 23–36. Хагуров Т. А., Остапенко А. А. Реформы российского образования глазами профессионального сообщества // Социология образования. 2015. № 10. С. 43–59.Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 11, 2017>> Архив журнала