Журнал: ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Тимошкин Д. Д.
«Рынок уехал, “Шанхайка” осталась»: открытый вещевой рынок в Иркутске как метафора освоения символического пространства города


Тимошкин Дмитрий Дмитрий
Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Тимошкин Д. Д. «Рынок уехал, “Шанхайка” осталась»: открытый вещевой рынок в Иркутске как метафора освоения символического пространства города // ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ. 2017. Том. 20. № 1. С. 56–73.

Рубрика:

Социология города

Аннотация:

В статье рассматриваются тактики освоения города как символического пространства на примере открытого рынка «Шанхайка» в Иркутске. Рассматриваются нарративы пользователей и модераторов городского пространства, посвященные тактикам взаимодействия с открытым рынком и включенными в его контекст группами, размещенными в электронных СМИ и социальных медиа. Открытый рынок «Шанхайка» рассматривается как ситуация постоянного конструирования и реконструирования мифа о городе, как метафора постоянной изменчивости и непредсказуемости городской среды. Анализируются тактики взаимодействия с пространством открытого «нерегулируемого» рынка, артикулируемые его посетителями, журналистами, представителями муниципальных властей и силовых структур, а также — людьми, не имеющими субъективного опыта взаимодействия с ним. В эмпирическом материале присутствуют два принципиально отличающихся друг от друга мифа о пространстве «Шанхайки». Первый — миф о «Шанхайке» как о принципиальной угрозе благополучию города, пространстве, органически не совместимом с остальным городом и враждебном ему. Второй миф описывает открытый рынок как пространство, обладающее субъективной волей и потому непредсказуемое, при этом — далеко не всегда враждебное по отношению к посетителю. Два мифа используются для легитимации двух противоположных тактик взаимодействия с пространством: с одной стороны, его избегания и уничтожения, с другой, взаимодействия с ним, нацеленного на преодоление непредсказуемости пространства и получение «магического» предмета. Первый миф и первая тактика характерны для сообщений СМИ, в особенности — пресс-релизов муниципальных властей, вторые — для сообщений социальных медиа.

Ключевые слова:

открытый рынок, «Шанхайка», миф, городское пространство, масс-медиа

Литература:

  1. Барсукова С.Ю. (2015) Эссе о неформальной экономике, или 16 оттенков серого. М.: Издательский дом ВШЭ.
  2. Гофман И. (2000) Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц.
  3. Де Серто М. (2013) Изобретение повседневности. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге.
  4. Дятлов В.И. (2014) Экзотизация и образ врага. Синдром желтой опасности в современной России. Идеи и идеалы, 2.1: 23–41.
  5. Дятлов В.И. (2015) Этнические рынки в современной России — ускользающий объект исследовательского внимания. Этнические рынки в России. Пространство торга и место встречи. Иркутск: Изд-во ИГУ: 16–41.
  6. Журавская Т.Н. (2012) «Китайский» торговый центр vs. «Китайский» рынок: что изменилось со времени запрета на торговлю иностранцев на розничных рынках (на примере Амурской области). Полития, 4(67): 104–123.
  7. Журавская Т.Н. (2014) Посетители китайского рынка: символическое потребление и экономия на масштабе. Известия ИГУ. Серия «политология, религиоведение», 10: 120–135.
  8. Панеях Э.Л. (2008) Правила игры для русского предпринимателя. М.: Колибри.
  9. Пешков И.О. (2015) Базар и вещи репрезентации товарно-вещевых рынков в перспективе материалистического поворота. Этнические рынки в России. Пространство торга и место встречи. Иркутск: Изд-во ИГУ: 180–194.
  10. Радаев В.В. (2007) Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ.
  11. Титов В.Н. (1999) Вещевой рынок как социальный институт. Общественные науки и современность, 6: 20–35.
  12. Трубина Е.Г. (2011) Город в теории. Опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение.
  13. Трубина Е.Г. (2010) Джунгли, базар, организм и машина: классические метафоры города и российская современность. Неприкосновенный запас, 2(70): 223–243.
  14. Трубина Е.Г. (2013) Примиряясь с упадком: руины 2.0. Неприкосновенный запас, 3(89): 175–194.
  15. Источники
  16. Аминова А. (2005) Шанхайка переезжает на Узловую. Комсомольская правда. 16 сентября. [http://www.irk.kp.ru/daily/23579.4/172385/]. (дата доступа 09.12.2016).
  17. Гергесова Л. (2014) Новая «Шанхайка» тоскует по старой. Информационный портал baikal-info.ru. 24 апреля. [http://baikal-info.ru/novaya-shanhayka-toskuet-po-staroy]. (дата доступа 09.12.2016).
  18. Герцкина Я. (2014) Шанхайка переехала в предместье Марата. Вести Иркутск. 12 мая. [http://vesti.irk.ru/news/news_day/164555/]. (дата доступа: 09.12.2016).
  19. Демидова Е. (2014) Вторая жизнь «Шанхайки». Эксперт Сибирь. 46 (432). [http://expert.ru/siberia/2014/46/vtoraya-zhizn-shanhajki/]. (дата доступа 09.12.2016).
  20. Железнова Ю. (2004) Шанхайку перенесут в Новоленино. Коммерсант. 07.10.2004. [http://www.kommersant.ru/doc-rss/512847]. (дата доступа 09.12.2016).
  21. Йоргенсен М.В., Филипс Л.Дж. (2008) Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков: Издательство «Гуманитарный центр». [http://kuluars.info/zhurnal-irkutskie-kuluary/irkutskie-kuluary-31-32/sh.... (дата доступа 09.12.2016).
  22. Подкорытова Е. (2009) Утлые челноки бороздят просторы районных рынков. Иркутская торговая газета. [http://itg.irkutsk.ru/index.php?IdAction=docs&Event=read&id=533]. (дата доступа 09.12.2016).
  23. «Шанхайка» в Иркутске. Информационный портал irkipedia.ru. [http://irkipedia.ru/content/shanhay_rynok_v_irkutske]. (дата доступа 09.12.2016).
  24. Барсукова С.Ю. (2015) Эссе о неформальной экономике, или 16 оттенков серого. М.: Издательский дом ВШЭ.
  25. Гофман И. (2000) Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц.
  26. Де Серто М. (2013) Изобретение повседневности. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге.
  27. Дятлов В.И. (2014) Экзотизация и образ врага. Синдром желтой опасности в современной России. Идеи и идеалы, 2.1: 23–41.
  28. Дятлов В.И. (2015) Этнические рынки в современной России — ускользающий объект исследовательского внимания. Этнические рынки в России. Пространство торга и место встречи. Иркутск: Изд-во ИГУ: 16–41.
  29. Журавская Т.Н. (2012) «Китайский» торговый центр vs. «Китайский» рынок: что изменилось со времени запрета на торговлю иностранцев на розничных рынках (на примере Амурской области). Полития, 4(67): 104–123.
  30. Журавская Т.Н. (2014) Посетители китайского рынка: символическое потребление и экономия на масштабе. Известия ИГУ. Серия «политология, религиоведение», 10: 120–135.
  31. Панеях Э.Л. (2008) Правила игры для русского предпринимателя. М.: Колибри.
  32. Пешков И.О. (2015) Базар и вещи репрезентации товарно-вещевых рынков в перспективе материалистического поворота. Этнические рынки в России. Пространство торга и место встречи. Иркутск: Изд-во ИГУ: 180–194.
  33. Радаев В.В. (2007) Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ.
  34. Титов В.Н. (1999) Вещевой рынок как социальный институт. Общественные науки и современность, 6: 20–35.
  35. Трубина Е.Г. (2011) Город в теории. Опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение.
  36. Трубина Е.Г. (2010) Джунгли, базар, организм и машина: классические метафоры города и российская современность. Неприкосновенный запас, 2(70): 223–243.
  37. Трубина Е.Г. (2013) Примиряясь с упадком: руины 2.0. Неприкосновенный запас, 3(89): 175–194.
  38. Источники
  39. Аминова А. (2005) Шанхайка переезжает на Узловую. Комсомольская правда. 16 сентября. [http://www.irk.kp.ru/daily/23579.4/172385/]. (дата доступа 09.12.2016).
  40. Гергесова Л. (2014) Новая «Шанхайка» тоскует по старой. Информационный портал baikal-info.ru. 24 апреля. [http://baikal-info.ru/novaya-shanhayka-toskuet-po-staroy]. (дата доступа 09.12.2016).
  41. Герцкина Я. (2014) Шанхайка переехала в предместье Марата. Вести Иркутск. 12 мая. [http://vesti.irk.ru/news/news_day/164555/]. (дата доступа: 09.12.2016).
  42. Демидова Е. (2014) Вторая жизнь «Шанхайки». Эксперт Сибирь. 46 (432). [http://expert.ru/siberia/2014/46/vtoraya-zhizn-shanhajki/]. (дата доступа 09.12.2016).
  43. Железнова Ю. (2004) Шанхайку перенесут в Новоленино. Коммерсант. 07.10.2004. [http://www.kommersant.ru/doc-rss/512847]. (дата доступа 09.12.2016).
  44. Йоргенсен М.В., Филипс Л.Дж. (2008) Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков: Издательство «Гуманитарный центр». [http://kuluars.info/zhurnal-irkutskie-kuluary/irkutskie-kuluary-31-32/sh.... (дата доступа 09.12.2016).
  45. Подкорытова Е. (2009) Утлые челноки бороздят просторы районных рынков. Иркутская торговая газета. [http://itg.irkutsk.ru/index.php?IdAction=docs&Event=read&id=533]. (дата доступа 09.12.2016).
  46. «Шанхайка» в Иркутске. Информационный портал irkipedia.ru. [http://irkipedia.ru/content/shanhay_rynok_v_irkutske]. (дата доступа 09.12.2016).

Сведения об авторах


Тимошкин Дмитрий Дмитрий
Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия
Научный сотрудник лаборатории исторической и политической демографии Иркутского государственного университета

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2017. Том. 20. № 1.
>> Архив журнала