Журнал: ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Петрова Е. Е., Шалонская Е. Е.
Cельский читатель в переходный период: традиционные и цифровые практики и отношение к ним


Петрова Евгения Евгения
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россия
Шалонская Екатерина Екатерина
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Петрова Е. Е., Шалонская Е. Е. Cельский читатель в переходный период: традиционные и цифровые практики и отношение к ним // ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ. 2022. Том. 25. № 1. С. 103-131.

Рубрика:

Социология культуры

Аннотация:

Рассматривается, как под влиянием цифровых трансформаций меняются практики чтения жителей сельской России. Исследование опирается на материалы экспедиций, собранные в селе Глазок (Тамбовская область, 2018) и сельском поселении Гжельское (Московская область, 2019). Экспедиции проходили в период, когда интернет уже стал привычной технологией для большинства информантов. Выяснено, что есть различия и в практиках, и в отношении к чтению у разных возрастных групп. Парадоксально, но положительное отношение к чтению не означает, что респонденты действительно читают. Так, в группе старших респондентов (более 50 лет) считают, что чтение очень важно, относятся к нему положительно, но практически не читают. Респонденты среднего возраста — более читающая группа, предпочитают в основном печатные книги, цифровую среду мало связывают с практиками чтения. Молодые респонденты (до 30 лет) относятся к чтению сдержаннее, но эта группа оказалась самой читающей. Фрагментированное чтение более распространено, чем чтение непрерывных (сплошных) текстов. Это характерно и для печатных, и для цифровых платформ. Однакоинформанты с разнообразными практиками чтения реализуют их и в традиционных, и в цифровых вариантах. Отмечено, что проблематика чтения для сельской среды тесно связана с образованием, а также отмечены ограничения сельской среды не только в технологическом, но в социокультурном контексте. Выражение благодарностиВ статье используются материалы, собранные в рамках проектов, поддержанных Программой «Фонда образовательных инноваций»: «Трансформация медиасреды и практик медиапотребления и медиаиспользования в сельской местности России (кейс села Глазок Тамбовской области», 2018, «Трансформация медиасреды и практик медиапотребления и медиаиспользования в сельской  местности России (кейс сельской агломерации Гжель Московской области)», 2019. Публикация подготовлена в ходе работы в проекте «Медиа в сельской России: технологии, практики, эффекты» (№ 19-04-041) в рамках программы «Научный фонд Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ)» в 2018–2019 гг. и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100». Авторы благодарят идейных вдохновителей, руководителей экспедиций, администраторов и всех участников этих проектов за поддержку исследования. 

Литература:

  1. Абушенко В.Л., Грицанов А.А., Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., Терещенко О.В. (2003) Социология: энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом [http://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/sociological/index.htm] (дата обращения: 27.05.2021).
  2. Арутюнян Ю.В. (1971) Социальная структура сельского населения СССР. М.: Мысль.
  3. Борисенко Н.А., Миронова К.В., Шишкова С.В., Граник Г.Г. (2020) Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретикоэмпирического исследования. Science for Education Today, 10(5): 28–49.
  4. Борусяк Л.Ф. (2017) Школьная литература: почему ее не любят школьники. По результатам исследования российских школьников и студентов. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии, 3–4(125): 187–196
  5. [https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnaya-literatura-pochemu-ee-ne-lyubyatshkolniki-po-rezultatam-
  6. issledovaniya-rossiyskih-shkolnikov-i-studentov] (дата обращения: 20.10.2020).
  7. Волков В. В., Xapxopдин О. (2008) Теория практик. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге.
  8. Воропаев А.Н. (2012) Электронное чтение в России: опыт исследования. Университетская книга, 1: 36–42.
  9. ВЦИОМ (2019) Книголюб — 2019. ВЦИОМ новости [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/knigolyub–2019] (дата обращения: 17.03.2021).
  10. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. (2019) Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности. Отечественная и зарубежная педагогика, 4(61): 34–57.
  11. Григорьев В.В. (ред.) (2019) Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
  12. Гудова М.Ю. (2015) Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ: автореф. дис. … д-ра культурологии. Екатеринбург: Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
  13. Добрынина Н.Е. (1978) Интернационализация чтения на селе (некоторые аспекты). Соловьева Н.Н. (ред.) Книга и чтение в жизни советского села: проблемы и тенденции. М.: ГБЛ: 19–48.
  14. Дубин Б.В. (1978) Чтение и всестороннее развитие личности в условиях села. Соловьева Н.Н. (ред.) Книга и чтение в жизни советского села: проблемы и тенденции. М.: ГБЛ: 47–58.
  15. Дубин Б.В. (2005) Другая история: культура как система воспроизводства. Отечественные записки [https://strana-oz.ru/2005/4/drugaya-istoriya-kulturakak-sistema-vosproizvodstva] (дата обращения: 5.12.2020).
  16. Дубин Б.В. (2010) О чтении и нечтении сегодня. В порядке комментария к статье Л. Борусяк. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии, 3: 12–18.
  17. Дубин Б.В., Зоркая Н.А. (2009) Чтение и общество в России 2000-х годов. Социологические исследования, 7: 61–77.
  18. Ефимова М.Р., Долгих Е.А. (2016) Статистическая оценка грамотности населения России: от умения читать до ученых степеней. Вопросы статистики, 9: 77–84.
  19. Загидуллина М.В. (2015) Современное читателеведение и чтениеведение в западных Social Studies и проблемы изучения чтения в отечественной науке XXI века. Аскарова В.Я. (ред.) Чтение. XXI век. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества: 49–61.
  20. Касаткин С.С. (2014) Печатные СМИ в России: основные факторы формирования и этапы трансформации (конец XX-начало XXI в.). Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение, 4(126): 117–124 [https://cyberleninka.ru/article/n/pechatnye-smi-v-rossii-osnovnye-faktory-formirovaniyai-etapy-transformatsii-konets-xx-nachalo-xxi-v-1] (дата обращения: 24.01.2021).
  21. Мелентьева Ю.П. (2015) Чтение: модели и модификации. Аскарова В.Я. (ред.) Чтение. XXI век. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества: 37–49.
  22. Назаров М.М., Ковалев П.А. (2017) Изменение медиасреды и современные практики чтения. Социологические исследования, 2: 84–95.
  23. Правительство РФ (2017) Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества [http://www.mcbs.ru/files/2018/Kontseptsiya.pdf] (дата обращения: 17.08.2021).
  24. Радаев В.В. (2020) Миллениалы. Как меняется российское общество. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
  25. Рубакин Н.А. (1895) Этюды о русской читающей публике. Факты, цифры и наблюдения. СПб.: тип. А. А. Пороховщикова.
  26. Самохина М.М. Чтение молодежи: XXI век (по результатам исследований 2001–2011 гг.). Library.ru [http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=338] (дата обращения: 05.08.2021).
  27. Сметанникова Н.Н. (2015) Продвижение чтения с помощью чтения с экрана. Библиотековедение, 3: 60–68.
  28. Смирнов А. (1903) Что читают в деревне? Русская мысль, 7: 107–117 [https://e-lib.nsu.ru/reader/bookView.html?params=UmVzb3VyY2UtMzIwMQ/cGFnZTAwMDAw] (дата обращения: 08.11.2021).
  29. Соловьева Н.Н. (ред.) (1978) Книга и чтение в жизни советского села: проблемы и тенденции. М.: ГБЛ.
  30. Чубарьян О.С. (ред.) (1968) Советский читатель. Опыт конкретно-социологического исследования. М.: Книга.
  31. Чубарьян О.С. (1978) Человек и книга: социальные проблемы чтения. М.: Наука.
  32. Чудинова В. П. (2016) Чтение «цифрового поколения»: проблемы и перспективы. Лизунова И.В. (ред.) Сибирь — Евразия: Труды I Международного научного конгресса. Т. 3. Новосибирск: ФГБУН ГПНТБ СО РАН: 347–358.
  33. Шартье Р. (2006) Письменная культура и общество. М.: Новое издательство.
  34. Шафир Я. (1924) Газета и деревня. М.: Красная новь.
  35. Abushenko V.L., Gritsanov A.A., Yevelkin G.M., Sokolova G.N., Tereshchenko O.V. (2003) Sotsiologiya: Entsiklopediya [Sociology: Encyclopedia]. Minsk: Interpresservis; Knizhnyy Dom. [http://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/sociological/index.htm ] (accessed: 27.05.2021) (in Russian).
  36. Arutyunyan Y.V. (1971) Sotsial'naya struktura sel'skogo naseleniya SSSR [Social Structure of the Rural Population of the USSR]. Moscow: Mysl' (in Russian).
  37. Borisenko N.A., Mironova K.V., Svetlana Shishkova S.V., Granik G.G. (2020) Osobennosti tsifrovogo chteniya sovremennykh podrostkov: rezul'taty teoretiko-empiricheskogo issledovaniya [Characteristics of Modern Adolescents’ Digital Reading: Results of Theoretical and Empirical Research]. Science for Education Today, 10(5): 28–49 (in Russian).
  38. Borusyak L.F. (2017) Shkol'naya literatura: pochemu yeye ne lyubyat shkol'niki. Po rezul'tatam issledovaniya rossiyskikh shkol'nikov i studentov [Literature at School: Why Do High-schoolers Dislike it]. Vestnik obshchestvennogo mneniya. Dannyye. Analiz. Diskussii [The Russian Public Opinion Herald. Data. Analysis. Discussions], 3–4(125): 187–196 [https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnaya-literatura-pochemu-ee-ne-lyubyat-shkolniki-po-rezultatam-issledovaniya-rossiyskih-shkolnikov-i-studentov ] (accessed: 20.10.2020) (in Russian).
  39. Brooks J. (1985) When Russia Learned to Read: Literacy and Popular Literature, 1861–1917. Princeton, NJ: Princeton University Press.
  40. Chartier R. (2006) Pis'mennaya kul'tura i obshchestvo [Written Culture and Society]. Moscow: Novoye izdatel'stvo (in Russian).
  41. Chubaryan O.S. (1978) Chelovek i kniga: Sotsial'nyye problemy chteniya [Man and Book: Social Problems of Reading]. Moscow: Nauka (in Russian).
  42. Chubaryan O.S. (ed.) (1968) Sovetskiy chitatel'. Opyt konkretno-sotsiologicheskogo issledovaniya [Soviet Reader. The Experience of Sociological Research]. Moscow: Kniga (in Russian).
  43. Chudinova V.P. (2016) Chteniye "tsifrovogo" pokoleniya: problemy i perspektivy [Reading the "Digital" Generation: Problems and Prospects]. In: Lizunova I.V. (ed.) Sibir' — Yevraziya: Trudy I Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa. [Siberia — Eurasia: Proceedings of the I International Scientific Congress]. Vol. 3. Novosibirsk: FGBUN GPNTB SO RAN: 347–358 (in Russian).
  44. Dobrynina N.Y. (1978) Internatsionalizatsiya chteniya na sele (nekotoryye aspekty) [Internationalization of Reading in the Countryside (Some Aspects)]. In: Solovyeva N.N. (ed.) Kniga i chteniye v zhizni sovetskogo sela: problemy i tendentsii [Book and Reading in the Life of the Soviet Village: Problems and Trends]. Moscow: GBL: 19–48 (in Russian).
  45. Dubin B.V. (1978) Chteniye i vsestoronneye razvitiye lichnosti v usloviyakh sela [Reading and All-round Personality Development in Rural Settings]. In: Solovyeva N.N. (ed.) Kniga i chteniye v zhizni sovetskogo sela: problemy i tendentsii [Book and Reading in the Life of the Soviet Village: Problems and Trends]. Moscow: GBL: 47–58 (in Russian).
  46. Dubin B.V. (2005) Drugaya istoriya: kul'tura kak sistema vosproizvodstva [Another Story: Culture as a System of Reproduction]. Otechestvennyye zapiski [Notes of the Fatherland] [https://strana-oz.ru/2005/4/drugaya-istoriya-kultura-kak-sistema-vosproizvodstva ] (accessed: 15.12.2020) (in Russian).
  47. Dubin B.V. (2010) O chtenii i nechtenii segodnya. V poryadke kommentariya k stat'ye L. Borusyak [On Reading and Non-Reading Today]. Vestnik obshchestvennogo mneniya. Dannyye. Analiz. Diskussii [The Russian Public Opinion Herald. Data. Analysis. Discussions], 3: 12–18 (in Russian).
  48. Dubin B.V., Zorkaya N.A. (2009) Chteniye i obshchestvo v Rossii 2000-kh godov [Reading and Society in Russia of the 2000-s]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Research], 7: 61–77 (in Russian).
  49. Gosteva YU.N., Kuznetsova M.I., Ryabinina L.A., Sidorova G.A., Chaban T.Y. (2019) Teoriya i praktika otsenivaniya chitatel'skoy gramotnosti kak komponenta funktsional'noy gramotnosti [Theory and Practice of Reading Literacy as a Component of Functional Literacy]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [National and Foreign Pedagogy], 4(61): 34–57 (in Russian).
  50. Grigoryev V.V. (ed.) (2019) Rossiyskaya periodicheskaya pechat'. Sostoyaniye, tendentsii i perspektivy razvitiya: otraslevoy doklad [Russian Periodicals. Situation, Trends and Development Prospects: Industry Report]. Moscow: Federal'noye agentstvo po pechati i massovym kommunikatsiyam (in Russian).
  51. Gudova M.Y. (2015) Chteniye v epokhu postgramotnosti: kul'turologicheskiy analiz: avtoref. dis. … d-ra kul'turologii [Reading in the Era of Post-literacy: Culturological Analysis: thesis abstract ... dr. of Culturology]. Yekaterinburg: Ural'skiy Federal'nyy universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B.N. Yeltsina (in Russian).
  52. Kasatkin S.S. (2014) Pechatnyye SMI v Rossii: osnovnyye faktory formirovaniya i etapy transformatsii (konets XX — nachalo XXI v.) [Print Media in Russia: Major Factors of Formation and Stages of Transformation (End of XX — Beginning of XXI Century)]. Vestnik RGGU. Seriya «Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedeniye [RGGU Bulletin. «Philosophy. Sociology. Art Studies» Series Academic Journal], 4(126): 117–124 (in Russian).
  53. Mceneaney J.E. (2006) Agent-based Literacy Theory. Reading Research Quarterly, 3: 352–371.
  54. Melentyeva YU.P. (2015) Chteniye: modeli i modifikatsii [Reading: Models and Modifications.]. In: Askarova V.Y. (ed.) Chteniye. XXI vek [Reading. XXI Century]. Moscow: Mezhregional'nyy tsentr bibliotechnogo sotrudnichestva: 37–49 (in Russian).
  55. Nazarov M.M., Kovalev P.A. (2017) Izmeneniye mediasredy i sovremennyye praktiki chteniya [Media Landscape Changes and Current Reading Practices]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Research], 2: 84–95 (in Russian).
  56. OECD (2013) Pisa 2012 Assessment and Analytical Framework. Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy. OECD Publishing.
  57. Radayev V.V. (2020) Millenialy. Kak menyayetsya rossiyskoye obshchestvo [Millennials. How the Russian Society Changes]. Moscow: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki (in Russian).
  58. Rubakin N.A. (1895) Etyudy o russkoy chitayushchey publike. Fakty, tsifry i nablyudeniya [Sketches about the Russian Reading Public. Facts, Figures and Observations]. St. Petersburg: Tipografiya A.A. Porokhovshchikova (in Russian).
  59. Samokhina M.M. Chteniye molodozhi: XXI vek (po rezul'tatam issledovaniy 2001–2011 gg.) [Reading by Youth: XXI Century (Based on Research Results 2001–2011)]. Library.ru [http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=338 ] (accessed: 05.08.2021) (in Russian).
  60. Shafir Y. (1924) Gazeta i derevnya [The newspaper and the village]. Moscow: Krasnaya nov' (in Russian).
  61. Smetannikova N.N. (2015) Prodvizheniye chteniya s pomoshch'yu chteniya s ekrana [Promotion of Reading via Screen Reading]. Bibliotekovedeniye [Russian Journal of Library Science], 3: 60–68 (in Russian).
  62. Smirnov A. (1903) Chto chitayut v derevne [What is Read in the Village]? Russkaya mysl' [Russian Thought], 7: 107–117 [https://e-lib.nsu.ru/reader/bookView.html?params=UmVzb3VyY2UtMzIwMQ/cGFnZTAwMDAw ] (accessed: 08.11.2021) (in Russian).
  63. Solovyeva N.N. (ed.) (1978) Kniga i chteniye v zhizni sovetskogo sela: problemy i tendentsii [Book and Reading in the Life of the Soviet Village: Problems and Trends]. Moscow: GBL (in Russian).
  64. The Russian Government (2017) Kontseptsiya programmy podderzhki detskogo i yunosheskogo chteniya v Rossiyskoy Federatsii [Concept of the Program to Support Children and Youth Reading in the Russian Federation]. Mezhregional'nyy Tsentr Bibliotechnogo Sotrudnichestva [Interregional Center for Library Cooperation] [http://www.mcbs.ru/files/2018/Kontseptsiya.pdf ] (accessed: 17.08.2021) (in Russian).
  65. VCIOM (2019) Knyholyub — 2019 [Book Lover — 2019]. VTSIOM novosti [VCIOM news][https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/knigolyub–2019 ] (accessed: 17.03.2021) (in Russian).
  66. Volkov V., Kharkhordin O. (2008) Teoriya praktik [Theory of Practices]. St. Petersburg: Izd-vo Yevropeyskogo universiteta v Sankt-Peterburge (in Russian).
  67. Voropayev A.N. (2012) Elektronnoye chteniye v Rossii: opyt issledovaniya [Digital Reading in Russia: Research Experience]. Universitetskaya kniga [University Book], 1: 36–42 (in Russian).
  68. Yefimova M.R., Dolgikh Y.A. (2016) Statisticheskaya otsenka gramotnosti naseleniya Rossii: ot umeniya chitat' do uchenykh stepeney [Statistical Evaluation of the Literacy of the Russian Population: from Knowing How to Read to Academic Degrees]. Voprosy statistiki [Questions of Statistics], 9: 77–84 (in Russian).
  69. Zagidullina M.V. (2015) Sovremennoye chitatelevedeniye i chteniyevedeniye v zapadnykh Social Studies i problemy izucheniya chteniya v otechestvennoy nauke XXI veka [Contemporary Studies of Readers and Studies of Reading in Western Social Studies and the Problems of Studying Reading in Russian Science of the XXI Century]. In: Askarova V.Y. (ed.) Chteniye. XXI vek [Reading. XXI Century]. Moscow: Mezhregional'nyy tsentr bibliotechnogo sotrudnichestva: 49–61 (in Russian).


Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 25. № 1.
>> Архив журнала