Журнал: ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Касамара В. А.
Многогранный патриотизм: от концепции к исследованию молодежных представлений

DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.3.8. EDN: EDN: ZJUHZQ

Касамара Валерия Александровна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Касамара В. А. Многогранный патриотизм: от концепции к исследованию молодежных представлений // ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ. 2023. Том. 26. № 3. С. 201-233.
DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.3.8. EDN: EDN: ZJUHZQ

Рубрика:

Социология молодежи

Выражение признательности

Исследование «Политические взгляды российских школьников» не состоялось бы без инициативы, методического и организационного сопровождения моих коллег — Анны Андреевны Сорокиной, заместителя директора ИППИ НИУ ВШЭ, и Маргариты Муравицкой, студентки 2 курса магистерской программы факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Телефонный опрос населения Российской Федерации состоялся благодаря методологической и организационной поддержке коллег из Центра социологических исследований ИППИ НИУ ВШЭ.

Аннотация:

В статье на основе трех исследований, проведенных с российской молодежью разных возрастов, включая школьников старших классов, и среднестатистическими россиянами, анализируется смысловое наполнение понятия патриотизм. Через методологию обоснованной теории реконструируется единая концептуальная рамка патриотизма. За основу данной рамки берется концепция десяти граней патриотизма. Автор смотрит на концепцию через призму эмпирики и рассматривает укорененность в молодежных представлениях каждой темы данной концепции: педагогики, культуры, медиа, семьи, истории, служения Отечеству, спорта, экологии, науки, добровольчества. На основе анализа результатов количественных опросов, фокус-групп и интервью с молодежью автор делает вывод о востребованности широкого взгляда на патриотизм в молодежной среде, не ограниченного исключительно военно-патриотической тематикой. Такой взгляд позволяет чувствовать себя патриотом как социально-политически активным людям, так и аполитичным, не вовлеченным в деятельность молодежных организаций и пр. Делается вывод о том, что важность каждой темы в представлениях молодежи в достаточной степени зависит от возраста и погруженности в соответствующий круг вопросов, например ценность семьи больше проявлена у взрослых молодых, которые уже создают собственные семьи и для которых ответственность за детей становится частью их повседневности, тогда как для школьников это пока история про будущее. Исследование также фиксирует, что залогом принятия информации по рассматриваемым темам становится ее подача через востребованные у молодежи каналы и соблюдение правильной тональности, исключающей навязывание мнений, позволяющей молодому человеку размышлять и самостоятельно приходить к выводам.

Ключевые слова:

патриотизм; патриотическое воспитание; гражданское воспитание; десять граней патриотизма; молодежь; школьники

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2023. Том. 26. № 3.
>> Архив журнала