В учебном пособии рассматриваются этапы проектирования и практика реализации социологических исследований в сфере массовых коммуникаций. В качестве базового основания выступают учебные социологические исследования, выполненные студентами отделения «Социология массовых коммуникаций» факультета международной журналистики МГИМО-университета. В учебном пособии комплексно увязываются лекционные материалы, практические задания и примеры их выполнения. Данная работа предназначена для студентов, преподавателей, практиков, всех интересующихся технологией проектирования, проведения и анализа данных по результатам социологического исследования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................................................................................5
РАЗДЕЛ I. ПОЯСНЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМАМ ЛЕКЦИЙ ............................ 15
Глава 1 Метод дуальных социокультурных оппозиций при разработке темы учебного исследования........................................ 17
Практическое задание No1 Формулировка и обоснование темы учебного исследования......... 27
Глава 2 Основные понятия и теоретико-методологические подходы к проведению социологических исследований сферы массовых коммуникаций..................................................................... 36
Практическое задание No2 Разработка теоретических оснований исследования ......................... 53
Глава 3 Классификация объектов коммуникаций .......................................... 61
Практическое задание No3 Классификация объектов коммуникаций.................................................. 71
Глава 4 Метод бюджета времени .............................................................................. 80
Практическое задание No4 Выявление структуры использования времени учебного и выходного дня студента ............................................................ 88
Глава 5 Фокусированное интервью .......................................................................108
Практическое задание No5 Проведение фокусированных интервью.................................................122
Глава 6 Типологизация объектов коммуникации .........................................137
Практическое задание No6 Конструирование типологий ........................................................................137
Глава 7 Вторичный анализ данных.........................................................................155
Практическое задание No 7 Проведение вторичного анализа данных ранее выполненных исследований по близкой теме ....................................................................161
Глава 8 Методологический раздел программы исследования .............168
Практическое задание No8 Разработка методологического раздела программы исследования ..............................................................................185
Глава 9 Конструкции анкетных вопросов, подходы к их тестированию .....................................................................193
Практическое задание No9 Разработка и тестирование конструкций анкетных вопросов .....216
Глава 10 Разработка, методическое сопровождение и пилотаж анкеты .............................................................................................223
Практическое задание No10.1 Методическое сопровождение анкеты ....................................................240
Практическое задание No10.2 Пилотаж анкеты и сбор данных методом опроса ...............................247
Глава 11 Методы анализа первичных данных, подготовка аналитических текстов ......................................................255
Практическое задание No11 Подготовка аналитического текста по результатам первичного исследования .............................................289
РАЗДЕЛ II. БАНК СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТОВ МГИМО МИД РОССИИ ..............293
Предисловие ..........................................................................................................295
Из архива исследований ...................................................................................297
Приложение. Анкета ..........................................................................................332