Накануне 21 декабря. Аналитическое эссе

Накануне 21 декабря. Аналитическое эссе

Т.З. Адамьянц.

На Земном шаре немало артефактов, которые считаются следами предшествующих цивилизаций: это и Египетские и Китайские пирамиды, и Нью-Грейндж, и Стоунхендж, и рисунки на плато Насака (список можно продолжать). Отрицать возможность новых мировых катаклизмов было бы неразумно, хотя на сегодняшний день разработано немало кардинальных направлений  – в космических проектах,  в оборонных и спасательных возможностях. И все же исход взаимодействий между человеком и стихией далеко не всегда зависит от человека. Или, пусть в самой малой степени, но зависит?

Пророчества о конце свете – а их уже было немало – всегда связывают страшные для человечества события с  все увеличивающемся в мире злом, которое, если использовать язык науки, заключается в пренебрежении морально-нравственными законами и, как результат, в качественных изменениях человеко-средовых взаимодействий: среда (а это и природа, и социокультурное пространство,  и техногенные достижения, и другие люди и, возможно, загадочный мир космоса)  начинает «возвращать» то, что было содеяно без учета ее особенностей и общезначимых морально-нравственных ориентиров, то есть вне диалога с нею.

Каким  же образом может человек войти в диалог со своей жизненной средой? Поскольку подлинный диалог связан с взаимопониманием общающихся сторон, для диалога необходим особый уровень социоментального развития, проявляющийся, прежде всего, в высоком уровне развития коммуникативных навыков.

Вся наша жизнь – это, в сущности, коммуникация: с обществом, природой, властью, информационной средой, друг другом, самими собой, высшими силами (в том варианте, как мы их представляем).  Но даже в традиционной сфере коммуникации понимание, или постижение смысла,  происходит далеко не всегда. Для достижения понимания (речь идет о понимании целостного, завершенного коммуникативного акта) человеку недостаточно суммы «прямых», непосредственных знаний о значениях слов и словосочетаний, знаков, символов, фраз, дискурсов, образов, то есть того, что  традиционно относят к коммуникации. Необходимо еще и знание персоналий, значимых событий, исторического, политического и социально фона, обычаев и традиций, норм и законов  и т.д. 

Но и этого мало: понимание связано с умением «преломить» воспринятое через призму  личностных логических способностей, жизненного и эмоционального опыта, и в результате «выстроить» многоуровневую ментальную структуру коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на авторскую интенциональность (равнодействующую мотивов и целей).  Мало того, что эта структура виртуальна (все  процессы происходят в сознании) – она еще и нелинейна:  составные части структуры «выстраиваются» соответственно их иерархичности по отношению к авторской интенциональности (смыслу): второстепенные, третьестепенные  и т.д. –  безотносительно к их реальному временнОму следованию.

Таким образом, единственный способ адекватного понимания и, следовательно, подлинного диалога – это   навыки нелинейного многоуровневого восприятия, свойственные, к сожалению, далеко не всем (по данным наших исследований, адекватное понимание в сфере коммуникации составляет от 13 до 25%, в зависимости от того,  о каком произведении идет речь). Большинство же наших людей, и это наши добрые знакомые, родственники, коллеги по работе, а возможно, и мы с Вами, - привыкли к линейному восприятию («по горизонтали»), или к восприятию эклектичному, путем «выхватывания» из контекста; и тот, и другой способы затрудняют адекватное понимание и, тем более, становятся барьерами на пути к взаимопониманию.

 Увещевания, директивы или запугивание, как показывает многовековый опыт человечества, малоэффективны, то есть эффективны, но для небольшой части людей. Воспитание через эмоциональную сферу также не гарантия желаемого эффекта: не каждый отплясавший на фольклорном мероприятии становится патриотом. Только понимающая личность способна осознанно войти в диалог со свой жизненной средой,  отличить главное от  второстепенного и третьестепенного.

Любые качественные изменения в обществе начинаются, прежде всего, в сознании людей. Поэтому модернизация должна войти в нашу жизнь не только новыми ракетами, самолетами и сковородками, но и массовым переходом на новую ступень социоментального развития.    

О возможности совершенствования личности, прежде всего качества сознания, на протяжении веков ученые, мыслители и политики только мечтали, причем история знает и случаи антигуманной направленности действий, направленных на реализацию этой сверхзадачи (напомним о поисках и “строительстве” арийской расы в идеологии нацистов).

Известны и другие способы совершенствования личности, связанные с физическими и/или духовно-религиозными практиками, которые, даже в случае успеха, заполняют всю жизнь человека и уводят от реальных социальных  и  семейных обязательств.

Работа над совершенствованием коммуникативных навыков в рамках  диалогической (семиосоциопсихологической) модели социальной коммуникации, разработанной в рамках отечественной науки, связана не с мистическими или  изнуряющими практиками, но – с освоением научно обоснованного комплекса знаний и навыков в процессе доступных для широких масс образовательных мероприятий. Социальный выигрыш от получения таких знаний и навыков бесспорен.

В основе социальных действий, по утверждению классика социологии М. Вебера, лежит  единое смысловое поле. Поэтому так важно, причем не только накануне 21 декабря, но в любые другие дни, чтобы единым смысловым полем нашей человеческой цивилизации стало стремление к «здоровой жизни в здоровой жизненной среде».



© 1998-2024. ФНИСЦ РАН (https://www.fnisc.ru)