Журнал: Гуманитарий Юга России

Салогуб А. М., Арсельгова М. А.
Социальная ответственность научного учреждения: социолого-управленческий анализ

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.4.6. EDN: DKXHPP

Салогуб Анжела Михайловна
Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия
Арсельгова Марина Адамовна
Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук им. Ч. Э. Ахриева; Пятигорский государственный университет, Магас, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Салогуб А. М., Арсельгова М. А. Социальная ответственность научного учреждения: социолого-управленческий анализ // Гуманитарий Юга России. 2022. Том. 11. № 4. С. 84-102.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.4.6. EDN: DKXHPP

Рубрика:

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация:

Цель исследования – проведение комплексного социолого-управленческого анализа состояния и проблем в сфере социальной ответственности научных учреждений Российской Федерации и выработка по его результатам научно-практических рекомендаций по внедрению модели управления социальной ответственности в отрасли.   Методологическая база исследования. В исследовании применяются системно-структурный, конкретно-исторический, диалектический методы для изучения объективных социальных явлений. Для уточнения аспектов, связанных с практикой управления социальной ответственностью научных учреждений России, проведен опрос экспертов – руководителей подразделений / направлений, социального управления пяти научных учреждений, лидирующих в предметных отраслях исследований в пяти различных регионах страны, включая один из крупнейших универсальных исследовательских университетов федерального уровня.   Результаты исследования. Подтверждены представления о том, что институт социальной ответственности способствует интегральному развитию научных учреждений как социальных организаций через повышение качества управления и устойчивости к негативным средовым колебаниям. Между тем по ряду причин объективного (нехватка компетенций и знаний) и субъективного (недостаточная воля учредителей и руководства к внедрению социальных инноваций) характера внедрение механизмов социальной ответственности в российской научной сфере пробуксовывает и все еще остается на зачаточном уровне. Разработаны практические рекомендации по внедрению модели управления социальной ответственностью научных учреждений. Перспективы исследования. Проведение детализованных глубинных оценок текущего состояния и практики внедрения социальной ответственности на большой выборке научных учреждений с дифференциацией по форме собственности, региону присутствия, размерам (включая численность персонала), приоритетным направлениям научных исследований.  

Литература:

  • Губанов Н. Н. Социальная ответственность ученого и свобода научного творчества / Н. Н. Губанов, Н. И. Губанов, Л. Г. Черемных, Е. И. Турова // Гуманитарный вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2020. – № 5 (85). – С. 1. – DOI: 10.18698/2306-8477-2020-5-681. EDN: AKCGEO.
  • Долина О. Н. Развитие моделей взаимодействия некоммерческих организаций и бизнеса для решения социальных проблем в России // Путеводитель предпринимателя. – 2018. – № 37. – С. 58–65. EDN: FLWWLS.
  • Корезина Т. В. Социальная ответственность государства и бизнеса в России / Т. В. Корезина, О. В. Полякова // Государственное управление и экономика: современное состояние и перспективы развития. – 2016. – С. 218–225. EDN: WBRJHN.
  • Кошик А. В. Современные подходы к социальной ответственности в высшей школе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. – 2019. – № 1. – С. 219–229. – DOI: 10.15593/2224-9389/2019.1.18. EDN: ZDHZJR.
  • Новиков А. И. Инклюзивная экономика и социальная ответственность в регионах мира: дилемма или общественное согласие / А. И. Новиков, М. К. Виткина // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. – 2018. – № 2 (54). – С. 1. EDN: XRVIKD.
  • Резник Г. А. Социальная ответственность современного предприятия и эффективные инструменты его социального позиционирования // Вестник евразийской науки. – 2018. – Т. 10, № 3. – С. 35. EDN: XWXQVN.
  • Салогуб А. М. Реализация принципов корпоративной социальной ответственности в деятельности научных учреждений / А. М. Салогуб, М. А. Арсельгова // Университетские чтения – 2020 : материалы науч.-метод. чтений ПГУ. – Пятигорск: Изд-во ПГУ, 2020. – С. 118–124. EDN: ULWAZE.
  • Чеглакова Л. М. Характерные черты социальной ответственности и этики в организациях малого и среднего бизнеса в России / Л. М. Чеглакова, Б. С. Батаева, О. А. Мелитонян // Российский журнал менеджмента. – 2018. – Т. 16, № 1. – С. 63–94. – DOI: 10.21638/10.21638/11701/spbu18.2018.103. EDN: YWOVZK.
  • Brdulak H. et al. Social responsibility of universities and colleges: the view of SGH Warsaw school of Economics stakeholders // CSR in Contemporary Poland. – Palgrave Macmillan, Cham, 2020. – P. 85–102.
  • Cai Y. Neo-triple helix model of innovation ecosystems: integrating triple, Quadruple and Quintuple Helix models // Triple Helix. – 2022. – Vol. 1. – P. 76–106. – DOI: 10.1163/21971927-bja10029. EDN: IRBAEX.
  • Friedman M. The social responsibility of business is to increase its profits // New York Times Magazine. – 1970. – September, 13. – URL: https://www.forbes.com/advisor/investing/milton-friedman-social-responsibility-of-business/ (date of application: 07.08.2022).
  • Hern?ndez-Perlines F. The Role of Environment in Sustainable Entrepreneurial Orientation. The case of Family Firms / F. Hern?ndez-Perlines, M.A. Ibarra Cisneros // Sustainability. – 2018. – Vol. 10, № 6. – P. 2037. – DOI: 10.3390/su10062037. EDN: YIYNBB.
  • Jha A. Corporate social responsibility and social capital / A. Jha, J. Cox // Journal of Banking & Finance. – 2015. – Vol. 60. – P. 252–270.
  • Latap? Agudelo M. A. A literature review of the history and evolution of corporate social responsibility / M. A. Latap? Agudelo, L. J?hannsd?ttir, B. A. Dav?dsd?ttir // International Journal of Corporate Social Responsibility. – 2019. – Vol. 4, № 1. – P. 1–23.
  • McGuire J. W. Business and Society. – N. Y.: McGraw-Hill, 1963.
  • Nunan R. The Libertarian Conception of Corporate Property: A Critique of Milton Friedman's Views on the Social Responsibility of Business // Journal of Business Ethics. – 1988. – Р. 891–906.
  • Rahman A. A. Corporate social responsibility in higher education: A study of the institutionalisation of CSR in Malaysian public universities / A. A. Rahman, P. Castka, T. Love // Corporate social responsibility and Environmental Management. 2019. – Vol. 26, № 4. – P. 916–928.
  • Roberts R. An Interview with Milton Friedman // Chap. L. Rev. – 2013. – Vol. 17. – P. 477.
  • Ruiz B. Analyzing the relationship between CSR and reputation in the banking sector / B. Ruiz, J. A. Garc?a // Journal of Retailing and Consumer Services, Elsevier. – 2021. – Vol. 61. – P. 102–552.
  • Van Marrewijk M. Concepts and Definitions of CSR and Corporate Sustainability: Between Agency and Communion // Journal of Business Ethics. – 2003. – Vol. 44, № 2. – P. 95–105. EDN: EQMWNF.

Сведения об авторах


Салогуб Анжела Михайловна
Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия
Доктор социологических наук, профессор кафедры креативно-инновационного управления и прав

Арсельгова Марина Адамовна
Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук им. Ч. Э. Ахриева; Пятигорский государственный университет, Магас, Россия
Научный сотрудник Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч. Э. Ахриева, аспирант Пятигорского государственного университета

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 11. № 4.
>> Архив журнала