Журнал: Социологический журналЗборовский Г. Е., Шаброва Н. В.Сообщество родителей школьников как субъект гражданского общества (на материалах исследования в российском мегаполисе) DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.3.8427 Зборовский Гарольд Ефимович Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, РоссияШаброва Нина Васильевна Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россия Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Зборовский Г. Е., Шаброва Н. В. Сообщество родителей школьников как субъект гражданского общества (на материалах исследования в российском мегаполисе) // Социологический журнал. 2021. Том. 27. № 3. С. 121-146.DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.3.8427Рубрика: СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯАннотация: В статье анализируется потенциал превращения родительства в субъект гражданского общества посредством активизации его общественной деятельности на уровне школы и в пространстве мегаполиса. Школа и мегаполис рассматриваются как социальная среда, обладающая потенциалом формирования новых социальных тенденций, движений, выражающихся в изменяющихся стратегиях поведения городских социальных общностей, в том числе и родителей школьников. Эмпирической базой статьи послужили результаты исследования, осуществленного при поддержке Департамента образования г. Екатеринбурга в 2019 г. С помощью онлайн-анкетирования были опрошены родители школьников мегаполиса (n=7281 чел., выборка квотная). Анализируются их количественные и качественные характеристики как социальной общности и как субъекта гражданского общества. Подчеркивается значимость формирования и развития социального капитала сообщества родителей школьников в рамках как их «сильных», так и «слабых» связей. Показаны особенности вовлечения родителей школьников мегаполиса в общественные практики на уровне школы и в пространстве мегаполиса. Зафиксировано активное участие родителей школьников в культурно-образовательных и спортивных мероприятиях, экологических и социальных проектах как в школе, так и в пространстве мегаполиса. Обнаружена растущая готовность родителей в будущем включаться в различные практики общественной активности. Вместе с тем обращено внимание на отсутствие активного стремления родителей участвовать в работе органов общественного управления на уровне школы и в проведении акций протеста/поддержки городских общественных инициатив в мегаполисе. Подчеркиваются потенциал превращения родительского сообщества школьников в активного субъекта публичной политики за счет наращивания социальной активности и возможный перевод ее в определенных условиях в активность гражданскую.Литература:1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2014. — 356 с. 2. Вавилина Н.Д., Паршукова Г.Б., Романников О.Д. Гражданское общество как субъект социального влияния (на примере Новосибирской области) // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 63–74. DOI: 10.31857/S013216250011313-73. Власова Т.А., Макарова М.Н. Как родители включены во внутришкольные формы взаимодействия? // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Том XIX. № 2 (85). С. 74–87. 4. Гошин М.Е., Мерцалова Т.А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 68–90. DOI: 10.17323/1814-95452018-3-68-90 5. Гурко Т.А. Динамика и дифференциация жизненных стилей городских родителей // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса / Отв. ред. В.А. Мансуров. М.: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 4472–4480. DOI: 10.19181/kongress.2020.5266. Гурко Т.А. Стили жизни современных городских и сельских матерей и отцов // Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание. Материалы XIII международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. В 2-х частях / Отв. ред. Н.Л. Пушкарева. М.: ИЭА РАН, 2020. Ч. 1. С. 422–424. 7. Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению трансформации института семьи // Социологический журнал. 2020. Том 26. № 1. С. 31–54. DOI: 10.19181/socjour.2020.26.1.70528. Дементьева И.Ф. Cемья и школа: партнерство или противостояние? // Проблемы современного образования. 2014. № 5. С. 40–48. 9. Зборовский Г.Е. Отечественная социология: на пути к гражданскому обществу. Екатеринбург: УрФУ, 2014. — 344 с. 10. Зборовский Г.Е. Теория социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009. — 304 с. 11. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Методологические подходы к исследованию нелинейной динамики образовательных общностей мегаполиса // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 4. C. 175–184. 12. Ищенко А.М. Потенциал родительских сообществ в сохранении и укреплении здоровья детей (на примере ВРОО «Центр поддержки больных целиакией») // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2014. Т. 9. № 2. С. 638–640. 13. Капустин Б.Г. Гражданство и гражданское общество. М.: ГУ ВШЭ, 2011. — 224 с. 14. Клячко Т. Л., Семионова Е. А. , Токарева Г. С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 71–92. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-4-71-9215. Константиновский Д.Л., Куракин Д.Ю., Вахштайн В.С. Требования семьи, общества, государства к начальной ступени общего образования: результаты мониторинга // Народное образование. 2010. № 5. С. 118–127. 16. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 121–139. 17. Майофис М., Кукулин И. Новое родительство и его политические аспекты // Pro et Contra. 2010. № 1. С. 6–19.18. Мерсиянова И.B., Малахов Д.И., Иванова Н.В. Роль семьи в качестве канала межпоколенческой передачи традиций волонтерства в современной России // Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 3. С. 66–98. DOI: 10.17323/1726-3247-2019-3-66-8919. Потехина И.П., Михалева М.Н. Родители о качестве школьного образования: динамика мнений // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. Выпуск 2. М.: Институт социально-политических исследований РАН, 2017. — 448 с. 20. Уэллман Б. Место родственников в системе личных связей // Социологические исследования. 2000. № 6. C. 78–87. 21. Фролова Е.В., Рябова Т.М., Рогач О.В., Зуйкина А.В. Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 227–239. DOI: 10.32744/pse.2019.3.1722. Чернова Ж.В. Сообщества родителей: новые формы солидарности и ресурсы мобилизации // Женщина в российском обществе. 2012. № 3. С. 36–51. 23. Чернышов А. Родители как граждане // Власть. 2019. Т. 27. № 1. С. 47–54. DOI: 10.31171/vlast.v27i1.619724. Шаброва Н.В. Родительство в институциональной структуре гражданского общества // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. № 2. C. 48–65. DOI: 10.15593/2224-9354/2019.2.425. Шаброва Н.В. Социальная общность родителей как субъект гражданского общества // Вестник института социологии РАН. 2020. Т. 11. № 1. С. 184–207. DOI: 10.19181/vis.2020.11.1.63526. Шимутина Е.Н., Иванов И.Ю. Исследование вовлечения родителей в образовательный процесс в контексте повышения эффективности управления образованием // Вестник МГПУ. Серия «Экономика». 2017. № 4 (14). С. 8–20. 27. Шпаковская Л. Образовательные притязания родителей как механизм воспроизводства социального неравенства // Журнал исследований социальной политики. 2015. Т. 13. № 2. С. 211–224. 28. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / Пер. с польск. С.М. Червонной. М.: Логос, 2005. — 664 с. 29. Яницкий О.Н. Модернизация в России и вокруг: конспект // Социологические исследования. 2011. № 5. С. 136–145. 30. Яницкий О.Н. Социальные движения в современном обществе: вопросы теории // Социологические исследования. 2013. №. 3. С. 50–59.31. Bebiroglu N., Geldhof G.J., Pinderhughes E.E., Phelps E., Lerner R.M. From Family to Society: The Role of Perceived Parenting Behaviors in Promoting Youth Civic Engagement, Parenting // Science and Practice. 2013. Vol. 13 (3). P. 153–168. DOI: 10.1080/15295192.2013.75635232. Bronfenbrenner U. Ecology of the family as a context for human development: research perspectives // Developmental Psychology. 1986. Vol. 22. No. 6. P. 723–742. DOI: 10.1037/0012-1649.22.6.72333. Derrick-Lewis S.M. Parental Involvement Typologies as Related to Student Achievement // Electronic Theses and Dissertations. 2001. Paper 71. Accessed 21.10.2020. URL: http://dc.etsu.edu/etd/7134. Doherty W.J., Jacob J., Cutting B. Community engaged parent education: strengthening civic engagement among parents and parent educators // Family relations. 2009. No. 58. P. 303–315. DOI: 10.1111/j.1741-3729.2009.00554.x35. Elder L., Greene S. The politics of parenthood: parenthood effects on issue attitudes and candidate evaluations in 2008 // American politics research. 2012. Vol. 40 (3). P. 419–449. DOI: 10.1177/1532673x1140001536. Epstein J.L., Salinas K.C. Partnering with Families and Communities // Education Leadership. 2004. Vol. 61. No. 8. P. 12–18. Accessed 17.07.2019. URL: http://www.ascd.org/el200405_epstein.pdf37. Flanagan C.A., Bowes J.M., Jonsson B., et al. Ties that bind: correlates of adolescents’ civic commitments in seven countries // Journal of Social Issues. 1998. No. 54 (3). P. 457–475. DOI: 10.1111/j.1540-4560.1998.tb01230.x38. Fletcher А., Elder G., Mekos D. Parental influences on adolescent involvement in community activities // Journal of research on adolescence. 2000. No. 10. 29–48. DOI: 10.1207/sjra1001_239. Graham T., Jackson D., Wright S. “We need to get together and make ourselves heard”: everyday online spaces as incubators of political action // Information, communication & society. 2016. Vol. 19. Iss. 10. P. 1373–1389. DOI: 10.1080/1369118X.2015.109411340. Janoski T., Wilson J. Pathways to voluntarism: family socialization and status transmission models // Social Forces. 1995. Vol. 74. No. 1. P. 271–292. DOI: 10.1093/sf/74.1.27141. Lareau A., Mu?oz V.L. “You’re Not Going to Call the Shots”: Structural Conflicts between the Principal and the PTO at a Suburban Public Elementary School // Sociology of education. Vol. 85. Iss. 3. P. 201–218. DOI: 10.1177/003804071143585542. Lerner R., Johnson S.K., Wang J., Ferris K.A., Hershberg R.M. The study of the development of civic engagement within contemporary developmental science: theory, method, and application // Research in Human development. 2015. Vol. 12. Iss. 1–2. P. 149–156. DOI: 10.1080/15427609.2015.101375943. McIntosh H., Hart D., Youniss J. The influence of family political discussion on youth civic development: Which parent qualities matter? // Political Science & Politics. 2007. No. 40. P. 495–499. DOI: 10.1017/s104909650707075844. Murray B., Domina T., Renzulli L., Boylan R. Civil society goes to school: Parent-teacher associations and the equality of educational opportunity // The Russell Sage Foundation Journal of the Social Sciences. 2019. Vol. 5. Iss. 3. P. 41–63. DOI: 10.7758/RSF.2019.5.3.0345. Murray B., Domina T., Petts A., Renzulli L., Boylan R. “We’re in This Together”: Bridging and Bonding Social Capital in Elementary School PTOs // American Educational Research Journal. 2020. Vol. 57. Iss. 5. P. 2210–2244. DOI: 10.3102/000283122090884846. Niemi R., Chapman C. The civic development of 9th-through 12th-grade students in the United States: 1996. Statistical Analysis Report. November 1998 // National Center for Education Statistics. Accessed 12.03.2019. URL: https:// nces.ed.gov/pubSearch/pubsinfo.asp?pubid=199913147. Oosterhoff В., Metzger А., Babskie I.Е. What do citizens have to do? Parents’ and adolescents’ messages about civic duty // Journal of Adolescent Research. 2015. Vol. 30 (3). P. 365–389. DOI: 10.1177/074355841456393148. Posey-Maddox L., Haley-Lock A. One size does not fit all: understanding parent engagement in the contexts of work, family, and public schooling // Urban education. 2020. Vol. 55. Iss. 5. P. 671–698. DOI: 10.1177/004208591666034849. Rossi G., Lenzi M., Sharkey J., Vieno A., Santinello M. Factors associated with civic engagement in adolescence: the effects of neighborhood, school, family, and peer context // Journal of community psychology. 2016. Vol. 44. Iss. 8. 1040–1058. DOI: 10.1002/jcop.2182650. Schmid С. The value “social responsibility” as a motivating factor for adolescents’ readiness to participate in different types of political actions, and its socialization in parent and peer contexts // Journal of Adolescence. 2012. Vol. 35. Iss. 3. P. 533–547. DOI: 10.1016/j.adolescence.2012.03.00951. Youniss J., Bales S., Christmas-Best V., Diversi M., McLaughlin M., Silbereisen R. Youth civic engagement in the twenty-first century // Journal of Research on Adolescence. 2002. Vol. 12. Iss. 1. P. 121–148. DOI: 10.1111/1532-7795.0002752. Zaff J.F., Malanchuk O., Eccles J.S. Predicting positive citizenship from adolescence to young adulthood: “The effects of a civic context” // Applied Developmental Science. 2008. Vol. 12. Iss. 1. P. 38–53. DOI: 10.1080/10888690801910567Сведения об авторахЗборовский Гарольд Ефимович Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россиядоктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследовательШаброва Нина Васильевна Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россиякандидат социологических наук, доцентСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2021. Том. 27. № 3. >> Архив журнала