Журнал: Социологический журнал

Амбарова П. А.
Целостность, структурность и функциональность повседневных практик научного наставничества как предмет микросоциологического анализа

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.4.4. EDN: IDGJHA

Амбарова Полина Анатольевна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Амбарова П. А. Целостность, структурность и функциональность повседневных практик научного наставничества как предмет микросоциологического анализа // Социологический журнал. 2023. Том. 29. № 4. С. 77-99.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.4.4. EDN: IDGJHA

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Выражение признательности

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01291, https://rscf.ru/project/23-28-01291/

Аннотация:

Научное наставничество в университетах может быть рассмотрено не только как научно-образовательный институт, но и как сфера и способ взаимодействия face-to-face, в процессе которого рождаются смыслы и мотивация научно-исследовательской деятельности наставника и наставляемого. Такой подход к исследованию научного наставничества обосновывается социологическими концепциями повседневности, но их ключевые положения требуют адаптации к проблематике научного наставничества. В микросоциологической перспективе раскрывается представление о науке как повседневном жизненном мире вузовских исследователей. Взаимодействие научного наставника и наставляемого (студента, аспиранта) трактуется как элемент их жизненного мира и рассматривается через проявленность этого взаимодействия в повседневной академической деятельности. Цель статьи заключается в рассмотрении целостности, структуры (рутинных действий, предметного мира, языка, пространства и времени, ритуалов, знаков и символов, неформальных традиций) и функциональности повседневных практик научного наставничества сквозь призму социологических концепций повседневности. Обосновывается тезис, что повседневные практики взаимодействия научного наставника и молодого исследователя являются способом конструирования и межгенерационной трансляции смысла научной работы и выбора академической профессии.

Ключевые слова:

научное наставничество; научные наставники; наставляемые; повседневный жизненный мир; повседневные наставнические практики; академическое сообщество; университеты

Литература:

  • 1. Балацкий Е.В. «Ловушка аудиторных часов» и новая модель образования // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 63–69. EDN: XWWKWF
  • 2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995. — 323 с.
  • 3. Биричева Е.В., Фаттахова З.А. Эффективность взаимодействия научного руководителя и аспиранта в вузе и в академии наук // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-202130-1-9-22
  • 4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв.: в 3 т. Т. 1 / Пер. с фр. Л.Е. Куббеля; Вступ. ст. и ред. Ю.Н. Афанасьева. М.: Прогресс, 1986. — 624 с. EDN: FUQOYR
  • 5. Бурдьё П. Homo academicus / Пер. с фр. С.М. Гавриленко [и др.]; Под науч. ред. Е.В. Кочетыговой и Н.В. Савельевой. М.: Изд-во Института Гайдара, 2017. — 464 с.
  • 6. Вахштайн В. «Практика» vs «фрейм»: альтернативные проекты исследования повседневного мира // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 1. С. 65–95. EDN: JWUSFF
  • 7. Волков В.Н. Человек и его жизненные миры // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2012. № 1. С. 7–27. EDN: OPATQZ
  • 8. Гарфинкель Г. Исследование привычных оснований повседневных действий // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 1. С. 42–70. EDN: TWMRKJ
  • 9. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Пер. с англ. И. Тюриной. М.: Академический проект, 2003. — 525 с.
  • 10. Гилинский Я.И. Самуилу Ароновичу Кугелю о С.А. Кугеле и науке // Социология науки и технологий. 2014. Т. 5. № 4. С. 13–21. EDN: TFTUKB
  • 11. Губа К.С. “Merton college”: от концептуализации к эмпирической программе социологии науки // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. № 2. С. 130–145. EDN: UDUWFT
  • 12. Де Серто М. По городу пешком // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 2. С. 24–38. EDN: JWUSGJ
  • 13. Демина Н.В. Институционализация в сообществе ученых: защита кандидатской диссертации как обряд перехода // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 1. С. 97–112. EDN: OWBZOX
  • 14. Дивисенко К.С. Социальные исследования жизненного мира // Социологический журнал. 2014. № 1. С. 6–20. EDN: SAISHX
  • 15. Ефимова Г.З. Барьеры на пути построения академической карьеры преподавателями высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 4. С. 55–74. DOI: 10.15826/umpa.2021.04.036
  • 16. Зборовский Г.Е. Плюрализм методологических подходов как проблема научного исследования // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 3. С. 6–15. EDN: UNVRMB
  • 17. Здравомыслов А.Г. Поле социологии в современном мире. М.: Логос, 2010. — 410 с. EDN: RAZQYH
  • 18. Иванова Н.А. Наука как социальная практика и ее габитуальное основание: Автореф. … д-ра филос. наук. Томск, 2015. — 48 с.
  • 19. Иванова Н.А. Повседневность науки: миф или реальность // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 4: в 2 ч. Ч. I. C. 80–84. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2014_4-1_20.pdf EDN: RZSPSL
  • 20. Ионин Л.Г. Парадоксальный сон. М.: Университетская книга, 2005. — 320 с. EDN: QODXKX
  • 21. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Юрайт, 2018. — 333 с. EDN: FKBRRB
  • 22. Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии. М.: НИУ ВШЭ, 2004. — 367 с. EDN: QWHXTR
  • 23. Кирюшина M.А., Алексеева Я.И., Рудаков В.Н. Преподавательские практики сотрудников вузов и научных организаций: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2023. — 40 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2764-1
  • 24. Кефнер Н.В. Научная повседневность послевоенного поколения советских историков: Автореф. … канд. ист. наук. Омск, 2006. — 28 с. EDN: NNSEBZ
  • 25. Козлова Л.А. «Научная школа» в научной политике и социальном исследовании // Вестник Института социологии. 2014. № 10. C. 45–65. EDN: SPDLTD
  • 26. Кугель С.А. Адаптация российских ученых к изменяющимся социально-экономическим условиям // Науковедение. 2002. № 1. С. 86–107. EDN: RXKEMN
  • 27. Курбатова М.В., Донова И.В. Эффективный контракт в высшем образовании: результаты реализации проекта // Journal of Institutional Studies. 2019. № 11 (2). С. 122–14. DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.2.122-145 EDN: XRRWRF
  • 28. Латур Б. Где недостающая масса? Социология одной двери // Социология вещей: Сборник статей / Под ред. В. Вахштайна. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006. С. 199–222. EDN: TMXXNT
  • 29. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Повседневность // Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994 [электронный ресурс]. Дата обращения 05.11.2023. URL: https://ozhegov.info/slovar/?q=%D0%9F*&pg=94&ind=N
  • 30. Петров М.К. Историко-философские исследования. М.: РОССПЭН, 1996. — 512 с.
  • 31. Полякова И.В. Современные концепции повседневности: анализ сущности и структура повседневного бытия людей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. С. 83–91. DOI: 10.17223/1998863X/37/9 EDN: YLECPN
  • 32. Постникова Т.В. Повседневность и смысл: опыт философско-антропологической археологии // Аспекты: Сборник статей по философским проблемам истории и современности. Вып. III. М.: Современные тетради, 2005. С. 124–134. URL: https://publications.hse.ru/en/chapters/56402237
  • 33. Рождественская Е.Ю. Академическая женская карьера: балансы и дисбалансы жизни и труда // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 3. С. 27–47. DOI: 10.14515/monitoring.2019.3.03 EDN: GSUFPZ
  • 34. Сероштан М.В., Артамонова К.А., Акимова Г.З., Бережная Е.В., Сероштан Е.В. Рос сийская аспирантура: проблемы и ключевые факторы развития в контексте глобальных трендов // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 46–66. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-46-66 EDN: SUCUUG
  • 35. Терентьев Е.А., Бедный Б.И. Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры: взгляд региональных университетов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-9-28 EDN: PFBWYF
  • 36. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 54–66. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.049 EDN: YVZMBF
  • 37. Тощенко Ж.Т. Жизненный мир и его смыслы // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 5–17. EDN: VSLWTD
  • 38. Файман Н.С. Неустойчивость условий занятости научно-педагогических кадров как фактор формирования академического прекариата // Народонаселение. 2019. Т. 22. № 4. С. 103–114. DOI: 10.19181/1561-77852019-00042 EDN: HROLLD
  • 39. Шмерлина И.А. Концептуальные ракурсы понятия интерсубъективности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. Т. 25. № 2. С. 7–40. DOI: 10.31119/jssa.2022.25.3.1 EDN: UFGZMX
  • 40. Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 3–13. EDN: KTUKLJ
  • 41. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / А. Шюц; [Пер. с нем. и англ.: В.Г. Николаев и др.; Сост. Н.М. Смирнова; Общ. и науч. ред., послесл. Н.М. Смирновой]. М.: РОССПЭН, 2004. — 1054 с. EDN: QWHEJL
  • 42. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 129–137.
  • 43. Щёлкин А. Повседневность с «неповседневной» точки зрения // Телескоп. 2016. № 5. С. 41–50. EDN: WNFCBL
  • 44. Ядов В.А. Два рассуждения о теоретических предпочтениях // Социологический журнал. 1995. № 2. С. 70–72. EDN: TZJORP
  • 45. Halliday M.A.K. An Introduction to Functional Grammar. London: Arnold, 1985. — 387 p.
  • 46. L?fstr?m E., Pyh?lt? K. What are ethics in doctoral supervision, and how do they matter? Doctoral students’ perspective // Scandinavian Journal of Educational Research. 2019. Vol. 64. No. 3. P. 1–16. DOI: 10.1080/00313831.2019.1595711
  • 47. Parker-Jenkins M. Mind the gap: developing the roles, expectations and boundaries in the doctoral supervisor–supervisee relationship // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43. No. 1. P. 57–71. DOI: 10.1080/03075079.2016.1153622
  • 48. Sandberg J., Dall’Alba G. Returning to practice anew: A lifeworld perspective // Organizations Studies. 2009. Vol. 30. No. 12. P. 1349–1368. DOI: 10.1177/0170840609349872
  • 49. Soeffner H.-G. Order of Rituals: The Interpretation of Everyday Life. New York: Routledge, 2018. — 352 p. DOI: 10.4324/9781351293761
  • 50. Woelert P. Human cognition, space, and the sedimentation of meaning // Phenomenology and the Cognitive Sciences. 2011. Vol. 10. P. 113–137. DOI: 10.1007/s11097-010-9153-3 EDN: HNXDAL
  • 51. Zerubavel E. Time Maps: Collective Memory and the Social Shape of the Past. Chicago, London: University of Chicago Press, 2012. — 194 p.

Сведения об авторах


Амбарова Полина Анатольевна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор социологических наук, профессор

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2023. Том. 29. № 4.
>> Архив журнала