Журнал: ВластьЛапшин А. О.Материалы заочного круглого стола Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Лапшин А. О. Материалы заочного круглого стола // Власть. 2014. Том. 22. № 2. С. 15-65.Рубрика: РОССИЙСКАЯ МАТРИЦА: МИФЫ И РЕАЛИИАннотация: Прежде чем оставить читателя наедине с текстами, мне хотелось бы в тезисной форме сделать некоторые пояснения.Почему журнал обращается к извечным вопросам российского национального характера, российского архетипа, российской идентичности?По сути, все эти понятия отражают срезы российского общества в различных ипостасях, согласно научным традициям, школам и направлениям. Мы попытались собрать их воедино, и получилась «РОССИЙСКАЯ МАТРИЦА». Причем при ее построении заложена аксиоматическая последовательность: « сначала россиянин, а потом представитель какого-то этноса» (В.Путин). При всех углубляющихся процессах глобализации, социокультурные основы жизни сохраняются, хотя и модифицируются. Мы можем рассматривать японскую, китайскую или европейскую матрицы и т.д.Почему все-таки мы обратились к этой теме?Во-первых, в последнее время появилось множество новых семантических символов, которые мало объясняют происходящее, но сплошь и рядом уводят наблюдателя туда, откуда просто не видно реального объекта: он виртуализируется. Вместо адекватной научной рефлексии возникают некие симулякры, объединяющиеся по логике лоскутного, клипового сознания. Их фрагменты, благодаря технологиям современных коммуникаций, вбрасываются в массовое сознание. Более того, называя процессы новыми словами, мы как бы обрываем историческую преемственность научного знания. Причем новое понятие не обязательно дает новое понимание. Скорее это попытка спрятаться от настоящего, с помощью знака, в лучшем случае понятного лишь узкому кругу интеллектуалов.Итак, без адекватных инструментов научного понимания мы продолжим оставаться в кругу сиюминутных мифов и интеллектуальных суррогатов, обслуживающих корпоративные практики.Во-вторых, всегда хочется найти некую конструкцию, которая, с одной стороны, будто бы и «виновата», в том, что происходит и, одновременно, она же и определяет физиономию социальной реальности.В-третьих, в переходные исторические эпохи (а Россия, безусловно, переживает именно такой момент), потребность в осмыслении тем: «Кто мы такие?» «Откуда мы взялись»? «Как мы развиваемся и почему так?», - далеко выходит за рамки научной рефлексии и становится настоятельной потребностью всего общества.Как изучать «Российскую матрицу»? Прежде всего необходимо, наконец, изжить одну из черт нашего национального самосознания, на которую указывал, в частности, Н.Бердяев: «То, что на Западе было научной теорией, подлежащей критике, гипотезой, не претендующей на всеобщность, у русских интеллигентов превращалось в догматику, в что-то вроде религиозного откровения». Об этом же писал известный русский философ С.Франк: «нигилизм - неверие в духовные начала и силы, в духовную первооснову общественной жизни - есть - рядом и одновременно с глубокой и религиозной верой - коренное, исконное свойство русского человека». Он (нигилизм - А.Л.) «всегда тяготеет к крайностям, к отрицанию всяких духовных начал, к вере в одну лишь физическую силу - но эти общие тенденции могут окрашиваться то в «правый», то в «левый» цвет». Отечественная история XX и начала XXI вв. в полной мере продемонстрировала выявленные закономерности: и общественная мысль, и практики постоянно бились в крайностях от ленинско-сталинского марксизма до крайне вульгарных форм политического либерализма.Представленные тексты отражают многообразие идейных и теоретических позиций авторов. Мне кажется, это позволяет более полно раскрыть заявленную тему.Что же делать?Прежде всего, понимать ту реальность, с которой приходится иметь дело. При этом учитывая, что ценой бесконечных поисков, « эволюционного отбора истории» были сформулированы некие константы, без учета которых страна сваливается в смуты и геополитические расколы. Таких констант немного: сначала мы - россияне, а затем уже русские, татары и т.д. Мы можем существовать только в многоконфессиональном и многонациональном государстве при сильной государственной власти. Целостность России определяется сильной верховной властью и сильными регионами в одно и то же время. Это трудно соединить, но мы обязаны найти такую форму федерального устройства, которая бы обеспечивала устойчивое функционирование институтов власти на всех уровнях при реальном включении гражданского общества в процесс преобразований. Только в этом случае произойдет окончательное изживание политического строя, который беспредельно расширил «свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования» (русский философ И.А.Ильин).Ошибки сегодняшнего политического класса происходят, в том числе и потому, что при реформах недостаточно просчитывались и не учитывались в социальных практиках сущностные параметры «Российской матрицы» - российского культурно-исторического кода, который был и есть экзистенциальной основой нашей идентичности, определяющей течение отечественной истории. Только с учетом «Российской матрицы» можно снизить риски в обустройстве России и достойно ответить на вызовы XXI века.И последнее. Публикуя тексты, мы не закрываем тему. Наиболее интересные отклики будут опубликованы.Сведения об авторахСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2014. Том. 22. № 2. >> Архив журнала