Журнал: ВластьРязанов Д. С.Псевдоконституционализм и нелиберальная демократия в идеологии радикального исламизма Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Рязанов Д. С. Псевдоконституционализм и нелиберальная демократия в идеологии радикального исламизма // Власть. 2014. Том. 22. № 6. С. 84-87.Рубрика: РЕЛИГИЯ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВОАннотация: Статья посвящена изучению метаморфоз идеалов конституционализма в рамках политического ислама. Акцент делается на анализе конституционного проекта исламистской организации «Хизбут-Тахрир аль- Ислями». Автор приходит к выводу о том, что гетерогенная доктринальная база данной политической структуры демонстрирует генетические связи с идеалами европейского Модерна, предстающими в видо- измененной форме. Приводятся аргументы в пользу тезиса о том, что указанный проект представляет собой образец псевдоконституционализма, который призван замаскировать реакционность политической идеологии Хизбут-Тахрир, пытающейся эксплуатировать разочарование демократией, скомпрометиро- ванной неэффективными правительствами, но не имеющей возможности игнорировать непривлекатель- ность для современного общества застарелых рецептов автократии. В исследовании демонстрируется избирательность идеологов Хизбут-Тахрир по отношению к наследию общественно-политической мысли суннитского ислама классического периода, в частности игнорирование как разделяемой ханафитскими, маликитскими и большей частью шафиитских богословов позиции о «закрытии врат иджтихада», так и доктрин крупнейших шафиитских правоведов классического периода.Литература:Жданов Н.В. 2003. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 568 с.Закария Ф. 2004. Будущее одной свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами (пер. с англ. В. Иноземцева). М.: Ладомир, 384 с.Набханий Т. 2001а. Исламское государство. Б.м.: Изд-во «Дар аль-Умма», 191 с.Набханий Т. 2001б. Система Ислама. Б.м.: Изд. Хизбут-Тахрир, 74 с.Туманян Т.Г. 2009. Религия и власть в социально-философской мысли ислама (эпоха средневековья): дис. … д. филос. н. СПб., 375 с.Brown N.J. 2002. Constitutions in a Nonconstitutional World: Arab Basic Laws and the Prospects for Accountable Government. Albany, NY: State University of New York Press, 244 p.Crone P. 2005. Medieval Islamic Political Thought. Edinburgh: Edinburgh University Press, 462 р.Hamdi M.E. 1998. The Making of an Islamic Political Leader: Conversations with Hasan al-Turabi (transl. by A.A. Shamis). Boulder, Colorado (US); Oxford (UK): Westview Press, 148 p.Hirschl R. 2010.Constitutional Theocracy. Cambridge, MA: Harvard University Press, 314 р.Maududi S.А.А. n.d. The Islamic Law and Constitution. Lahore: Islamic publications (Pvt.) Ltd., 406 p.Mossailli A.S. 1993. Hasan al-Banna`s Islamist Discourse on Constitutional Rule and Islamic State. – Journal of Islamic Studies. Vol. 4, № 2. P. 161-174.T?nnessen L. 2009. Democratizing Islam and Islamizing Democracy: An Inquiry into Hasan al-Turabi`s Conception of Shura in Light of Western Democratic Theory. – Nordic Journal of Human Rights. Vol. 27, № 3. P. 313-329.Сведения об авторахСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2014. Том. 22. № 6. >> Архив журнала