Журнал: Социологическая наука и социальная практикаТелегина Г. В.«Образование в течение жизни»: дилемма пессимизма и «умеренного оптимизма» в европейских политических и образовательных дискурсах Телегина Галина Валентиновна Тюменский государственный университет Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Телегина Г. В. «Образование в течение жизни»: дилемма пессимизма и «умеренного оптимизма» в европейских политических и образовательных дискурсах // Социологическая наука и социальная практика. 2014. Том. 0. № 2. С. 23-44.Аннотация: На протяжении последних двух десятилетий тема «непрерывного образования продолжает находиться в центре теоретических и политических дискуссий как на Западе, так и в России. При этом общая риторика и практика употребления связанных с проблематикой непрерывного образования терминов и социально-политических коннотаций нередко страдают размытостью смыслов. Официальные документы Европейской Комиссии и других международных институтов свидетельствуют о том, что как видения, ассоциируемые с понятием Lifelong, Learning,так и конкретные действия, направленные на его воплощение, подвергаются на протяжении последних лет постоянным изменениям.На основании критического анализа современных социально-теоретических источников и исследования трансформации подходов к непрерывному образованию, автор обращается к генеалогии понятий, так или иначе включающих идею «образование в течение всей жизни». Сопоставляя теоретические интерпретации «непрерывного образования», автор стремится прояснить социальные предпосылки, политические дискурсы и экономические императивы, определяющие смену значений и прагматику использования понятия «образование в течение всей жизни» в европейском контексте. В частности, автор прослеживает формы его институализации в динамике формирования европейской образовательной политики, анализируя основные политические документы, специфические программы и финансовые инструменты воплощения образовательной политики на общем фоне Болонского процесса, пытаясь ответить на вопрос о том, каким образом и при каких условиях потенциал данного понятия в его изначальном гуманистическом смысле может быть восстановлен и использован в реальном политическом и общественном действии — как на национальном уровне, так и в глобальном измерении.Литература:Горшков М. К., Ключарёв Г. А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. — 232 с.Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / oтв. ред. Ключарёв Г. А. М.: ИС РАН. 2008. — 400 с.Ключарёв Г. А. Непрерывное образование в контексте глобализации и поисков идентичностей // Гуманитарий Юга России, 2013. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Институт социологии Российской академии наук URL: http://www.isras.ru/files/File/Gumanitary_Yuga_Rossii/2013_3/ Klyucharev.pdf (дата обращения: 01.03.2014).Ключарёв Г. А., Диденко Д. В., Латов Ю. В., Латова Н. В. Непрерывное образование — стимул человеческого развития и фактор социально-эконо¬мических неравенств. / oбщ. ред. Ю. В. Латов. М.: ЦСПиМ, 2014. — 433 с.Ключарёв Г. А., Огарёв Е. И. Непрерывное образование в условиях трансформаций. М.: ООО «Франтэра», 2002. — 108 с.Непрерывное образование и потребность в нём / [отв. ред. Ключарёв Г. А.]: ИКСИ РАН. М.: Наука, 2005. - 173 с.Телегина Г. В. «Образование в течение жизни»: институализация в ев¬ропейском контексте и её оценка // Непрерывное образование в политиче¬ском и экономическом контекстах / oтв. ред. Г. А. Ключарёв. М.:ИС РАН, 2008. - с. 16-37.Barros R. From Lifelong Education to Lifelong Learning. Discussion of some effects of today’s neoliberal policies // European journal for Research on the Education and Learning of Adults. Vol. 3, No 2, 2012. — PP. 119-134.Bartlett S. Education for Lifelong Learning // Education Studies: essential issues / Ed. by S. Bartlett, D. Burton. London, Thousand Oaks, New Delhi: SAGE Publications, 2003. — 276 P.Brown Ph., Lauder H. Education, Globalization, and Economic Development // The Routledge Falmer Reader in Sociology of Education / Ed. by S. J. Ball. Routledge Falmer: Tavior & Francis Group, 2003. — PP. 27-71.Desjardins, Richard & Rubenson, Kjell. Editorial. European Journal of Education, Vol. 48, No. 2, 2013. — PP. 193-199.Ertl H. The European Union and Education and Training: An overview of politics and initiatives // Implementing European Union Education and Training Police: A Comparative Study of Issues in Four Member States / Ed. by Phillips D. & Ertl H. Dordrecht et al.: Kluwer Academic Publishers, 2003. — 344 P.(The) European Higher Education Area in 2012: Bologna Process Implementation Report, pp. 127-145. [Электронный ресурс] // Bologna Process European Higher Education Area URL: http://www.ehea.info/Uploads/(1)/Bologna%20Process%20 Implementation%20Report.pdf (дата обращения: 24.02.2014).European Commission Communication: Making a European Area of Lifelong Learning a Reality. 2001 [Электронный ресурс] // Official website of the European Union URL: http://www.europa.eu.int/comm/education/life/index. htm (дата обращения: 22.02.2014).Eurostat. Key data on education in Europe 2012. Brussels: Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. [Электронный ресурс] // Eurydice Eurostat URL: http://eacea.ec.europa. eu/education/eurydice/ documents/key_data_series/134en.pdf (дата обращения: 01.03.2014).Faure E. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow. Paris: UNESCO, 1972. [Электронный ресурс] // Unesco URL: http:// www.unesco.org/education/pdf/15 60.pdf(дата обращения: 01.03.2014).Field J. Transitions and lifelong learning: signposts, pathways, road closed? // Lifelong Learning in Europe. Vol. XVII, № 1/2012 Transitions in Lifelong Learning. pp. 5-11.Holford J., Riddell S., Weedon E., Litjens J. and Hannan G. Patterns of Lifelong Learning: Policy and Practice in an Expanding Europe. Munster — Hamburg - Berlin - Wien - London - Zurich: LIT Verlag, 2008. — 160 p.Holford J. The Lost Honour of the Social Dimension: Bologna, exports and the idea of the university, International Journal of Lifelong Education, 2014, 33: 1, pp. 7-25. [Электронный ресурс] // Taylor Francis Online URL: http://dx.doi.org/10.1080/02601370.2013.87321 0 (дата обращения: 01.03.2014).Holmwood, J. From Social Rights to the Market: neoliberalism and the knowledge economy, International Journal of Lifelong Education, 2014, 33: 1, pp. 62-76. [Электронный ресурс] // Taylor Francis Online URL: http:// dx.doi.org/10.1080/02601370.2013.873213 (дата обращения: 22.02.2014).Illich I. D. Deschooling Society. — Harmondsworth, UK: Ringwood, Australia: Penguin Education, 1974. — 117 P.Introduction // Policies, Politics and the Future of Lifelong Learning /Ed. by Hodgson A. London: Kogan Page, 2000: 4. — 210 p.Jarvis P., Holford J., Gouthro P. et.al. A cautious Optimism // International Journal of Lifelong Education, Vol. 30. № 6, 2011. — PP. 711¬712. [Электронный ресурс] // Taylor Francis Online URL: http://dx.doi. org/10.1080/02601370.2011.636563 (дата обращения: 25.02.2014).Jarvis P. Adult Education and the Changing International Scene: Theoretical Perspectives. PAACE Journal of Lifelong Learning. Vol. 20, 2011. - PP. 37-50.King E. Education Revised for a World in Transformation. // Comparative education, Vol. 35. №. 2. 1999. — PP. 109-119.Making a European Area of Lifelong Learning a Reality. Communication from the Commission. DG for Education and Culture, DG for Employment and Social Affairs. November, 2001. [Электронный ресурс] // European Commission URL: http://www.bologna-berlin2003. de/pdf/MitteilungEng.pdf (дата обращения: 01.03.2014)A Memorandum on Lifelong Learning. Commission Staff Working Paper. Commission of the European Communities. Brussels, 30.10.2000. SEC (2000) 1832. — 36 p. [Электронный ресурс] // Berlin Summit 2003 URL: http:// www.bologna-berlin2003.de/pdf/MemorandumEng.pdfp.3 (дата обращения: 08.04.2014).Milana M. Political Globalization and the Shift from Adult Education to Lifelong Learning. [Электронный ресурс] // European Journal for Research on the Education and Learning of Adults, Vol. 3, № 2, 2012, pp. 103-117. URL: http:// www.rela.ep.liu.se/issues/10.3384rela.2000-7426.201232/rela0070/rela0070.pdf (дата обращения: 20.02.2014).Nilsson S. & Nystrom S. Adult Learning, Education, and the Labour Market in the Employability Regime // European Journal for Research on the Education and Learning of Adults, Vol. 4, № 2, 2013. — PP. 171-187. [Электронный ресурс] // DOI URL: http://www.rela.ep.liu.se10.3384/rela.2000-7426.rela9007 (дата обращения: 20.02.2014).Erasmus + [Электронный ресурс] // European Commission URL: http:// ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/index_en.htm (дата обращения:23.02.2014).Saar, E., Ure, B. & Desjardins, R. The Role of Diverse Institutions in Framing Adult Learning Systems // European Journal of Education, Vol. 48, № 2, 2013. PP. 213-232.Wildemeersch D., Olesen H. Editorial: The effects of policies for the education and learning of adults — from ‘adult education’ to ‘lifelong learning’, from ‘emancipation’ to ‘empowerment’. // European Journal for Research on the Education and Learning of Adults. Vol. 3, № 2, 2012. — PP. 97-101. [Электронный ресурс] // URL: http://www.rela.ep.liu.se/issues/10.3384rela.2000- 7426.201232/10.3384rela.2000-7426.201232.pdf (дата обращения: 25.02.2014).Сведения об авторахТелегина Галина Валентиновна Тюменский государственный университетдоктор философских наук, кандидат филологических наук, доцент, директор Регионального института международного сотрудничества Тюменского государственного университета, член экспертных комиссий при Еврокомиссии по программам Темпус и Эразмус МундусСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2014. Том. 0. № 2. >> Архив журнала