Журнал: Социологическая наука и социальная практикаТемницкий А. Л., Мороз А. С.Потенциал популяризаторов науки в противостоянии лженаучному знанию DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.3.6003 Темницкий Александр Лазаревич МГИМО (Университет) МИД России; Институт социологии ФНИСЦ РАНМороз Александра Сергеевна МГИМО (У) МИД России Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Темницкий А. Л., Мороз А. С. Потенциал популяризаторов науки в противостоянии лженаучному знанию // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Том. 6. № 3. С. 62-76.DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.3.6003Рубрика: СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЁЖИАннотация: В статье на основе материалов разведывательного исследования различных групп популяризаторов науки в России, определения их профессиональных и личностных качеств, мотивов участия в популяризации делается попытка раскрыть их отношение к проблеме лженауки, способность противостоять её развитию. Распространение лженаучного знания в современном обществе рассматривается как перманентный процесс, преодоление которого с учётом развития института науки, отношения государства, бизнеса и общества к науке невозможно. В результате отбора респондентов по целевой выборке были выделены четыре основные сферы занятости популяризаторов: журналистика, занятия наукой, преподавание в вузе и собственно популяризация науки. Отнесение к группе «популяризаторов» проводилось на основе самоидентификации. Для сбора данных использовалась анкета с полузакрытыми вопросами, измеренными преимущественно по номинальной шкале с множественным выбором ответов. Основой для построения выводов по результатам исследования стала процедура операционализации и проверка основной гипотезы о том, что способность противостоять лженаучному знанию в большей мере определяется не объективными характеристиками популяризаторов, а следованием ценностной позиции – уберечь общество от мракобесия и лженауки. Показано, что только каждого пятого из числа популяризаторов можно отнести к «борцам с лженаукой». Их отличительной характеристикой является выраженная ценностная позиция защиты общества от лженауки. Её дополняет принадлежность к более молодому возрасту и наличие небольшого стажа работы в занимаемой должности, высокий уровень эмоционального настроя и энтузиазма в готовности противостоять лженауке.Литература:Абрамов Р. Н. Профессионализация научной журналистики в России: сообщество, знание, медиа // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2014. № 1 (25). С. 111–123.Баканов Р. П. Актуальные проблемы современной науки и журналистика. Учебно-методическое пособие. Казань: Казанский гос. ун-т, 2010. 152 с.Ваганов А. Г. Научно-популярная журналистика и престиж науки в общественном сознании // Российский Химический Журнал (ЖРХО им. Д. И. Менделеева). 2007. Т. 51. № 3. С. 86–90.Ваганов А. Г. Эволюция форм популяризации науки в России: XVIII-XXI вв. // Наука. Инновации. Образование. 2016. № 3 (21). С. 64–77.Зарубина Н. Н. Доверие к науке в современной России в контекстах множественности форм знания // Социологические исследования. 2018. № 5. С. 110–120.Саган К. Мир, полный демонов: Наука – как свеча во тьме. Пер. с англ. 5-е изд. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. 537 с.Темницкий А. Л. Роль фигуры заказчика научных исследований в процессе формирования доверия к социальной науке // ПОИСК. Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2018. Вып. 2 (67). Март – Апрель. С. 103–111.Фролова Т. И. Научная проблематика в российских СМИ: количественный анализ // Век информации. Медиа в современном мире – Петербургские чтения: материалы 54-го международного форума (22–24 апреля 2015). Отв. ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2015. С. 150–152.Яковенко И. А. Рынок научно-популярных журналов. Аналитический обзор [Электронный ресурс] // Национальная Тиражная Служба: [веб-сайт]. Электрон. текст. дан. 2012. URL: http://pressaudit.ru/rynok-nauchno-populyarnyx-zhurnalov-analiticheskij-obzor/ (Дата обращения: 16.05.2018).Яницкий О. Н. Диалог науки и общества // Общественные науки и современность. 2004. № 6. С. 86–96.Chart: The Slow Death of Traditional Media [Электронный ресурс] // Visual Capitalist. 2016. URL: http://www.visualcapitalist.com/chart-slow-death-traditional-media/ (Дата обращения: 14.06.2018).Сведения об авторахТемницкий Александр Лазаревич МГИМО (Университет) МИД России; Институт социологии ФНИСЦ РАНкандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии МГИМО (У) МИД РФ; Институт социологии ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудникМороз Александра Сергеевна МГИМО (У) МИД Россииаспирант кафедры социологииСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2018. Том. 6. № 3. >> Архив журнала