Журнал: ВластьКрасовская Н. Р., Гуляев А. А.Технологии манипуляции сознанием при использовании дипфейков как инструмента информационной войны в политической сфере DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v28i4.7440 Красовская Наталия Рудольфовна Новосибирский государственный педагогический университетГуляев Андрей Анатольевич Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Красовская Н. Р., Гуляев А. А. Технологии манипуляции сознанием при использовании дипфейков как инструмента информационной войны в политической сфере // Власть. 2020. Том. 28. № 4. С. 93-98.DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v28i4.7440Рубрика: ЭКСПЕРТИЗААннотация: Политическое воздействие дипфейков связано с применением определенных психологических инструментов. Основой воздействия дипфейков выступают технологии манипулирования сознанием и поведением людей. Методологическим инструментом данной работы выступил метод системного анализа. Различные манипулятивные техники при использовании дипфейков представляют собой систему, в них изображение и видео играют ключевую роль, а главной их целью является спровоцировать людей на такое поведение, которое является выгодным для манипуляторов. Дипфейк создается с использованием искусственного интеллекта и генеративно-состязательных нейросетей. Ключевым каналом распространения дипфейков являются социальные сети и электронные СМИ.Литература:Ершов Ю.М. 2018. Феномен фейка в контексте коммуникационных практик. – Вестник Томского государственного университета. Филология. № 52. С. 62-74.Кара-Мурза С.Г. 2015. Манипуляция сознанием. Век 21. М.: Алгоритм. 525 с.Ковалев В.И., Матвиенко Ю.А. 2016. «Поведенческая» война как одна из перспективных невоенных угроз безопасности России. – Информационные войны. Т. 40. № 4. С. 20-24.Кугушева А. 2016. От?информационных?войн?к?поведенческим. – Информационные войны. Т. 37. № 1. С. 11-23. Кудрина Л.В. 2017. Актуальные заимствования в языке СМИ на примере лексемы «фейк». – ART LOGOS. № 1. С. 215-224.Московичи С. 2018. Век толп. Минск: Харвест. 432 с.Санстайн К. 2016. Иллюзия выбора. Кто принимает решения за нас, и почему это не всегда плохо. М.: Альпина. 416 с.Третьяков А.О., Филатова О.Г. 2018. Метод определения русскоязычных фейковых новостей с использованием искусственного интеллекта. – International Journal of Open Information Technologies. С. 34-41.Шейнов В.П. 2010. Манипулирование сознанием. Минск: Харвест. 718 с.Westerlund M. 2019. The Emergence of Deepfake Technology: A Review. – Technology Innovation Management Review. Vol. 9. Is. 11. November. P. 39-52.Сведения об авторахКрасовская Наталия Рудольфовна Новосибирский государственный педагогический университеткандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологииГуляев Андрей Анатольевич Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленкокандидат философских наук, доцентСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2020. Том. 28. № 4. >> Архив журнала