Журнал: Полис. Политические исследованияМатвейчев О. А.Этапы становления и развития рынка политических технологий в России и его перспективы Матвейчев Олег Анатольевич , профессор, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” matveyol@yandex.ruDOI: 10.17976/jpps/2018.02.07ID статьи на сайте журнала: 5378 Полный текст Текст статьиСсылка при цитировании: Матвейчев О. А. Этапы становления и развития рынка политических технологий в России и его перспективы . – Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 82-99. DOI: 10.17976/jpps/2018.02.07Рубрика: Россия сегодняАннотацияВ статье освещается история становления и развития в России рынка политических технологий и профессии политического консультанта, рассматриваемых как особый феномен, оказывающий существенное влияние на политический процесс в стране. Автор выделяет семь этапов становления отечественного политтехнологического рынка, содержательно совпадающих с этапами развития государственности и демократических институтов в современной России: 1) возникновение рынка, “политический энтузиазм” (1985-1993); 2) легитимизация и мифологизация политического консультирования и политических технологий (1994 – первая половина 1996); 3) “золотой век” (вторая половина 1996-1999); 4) стагнация и администрирование рынка (2000-2004); 5) “клиническая смерть” (2005-2007); 6) деградация традиционных технологий и перенесение творческой активности в интернет-пространство (2008-2011); 7) оживление рынка политтехнологий (2012-2017). С параметрами политической системы в стране прямо коррелируют также и избирательные технологии, используемые в разное время в избирательном процессе. Анализируя эпохальные и знаковые избирательные кампании с начала 1990-х годов до 2017 г., автор устанавливает закономерности процесса развития политических технологий в российских реалиях и дает собственную интерпретацию важнейших тенденций организации современного политического процесса. Автор отмечает, что профессия политконсультанта/политтехнолога применяется в России гораздо шире, нежели в странах “развитой демократии”, а ее российские представители, как правило, обладают более высокой квалификацией. По мнению автора, востребованность политтехнологов высокого класса будет лишь возрастать – несмотря на констатируемое некоторыми экспертами “сворачивание демократического проекта”.Ключевые словаполитика; маркетинг; электоральная политология; политические технологии; политический консалтинг; политический менеджмент; public relationsЛитератураАнохин М.Г., Гришин О.Е. 2000. Техника, технологии, политические технологии. – Актуальные проблемы политики и политологии в России. Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. М.: Изд-во РАГС. С. 117-128. Воины креатива. Главная книга 2008-2012. 2008a. М.: ЭКСМО. 256 с. Воины креатива. Праведный меч. 2008b. М.: ЭКСМО. 320 с. Воля О. 2009. Американское сало. М.: Алгоритм-книга. 416 с. Гончаров В.Э. 2014. Странствующие рыцари демократии. Политические консультанты в XXI веке. СПб.: ИВЭСЭП. 378 с. Гусев Д.Г., Матвейчев О.А., Хазеев Р.Р., Чернаков С.Ю. 2002. Уши машут ослом. Современное социальное программирование. Пермь: Alex J. Bakster Group. 192 с. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. 1999. Политическая реклама. М.: Никколо-Медиа. 240 с. Кудинов О.П. 2000. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России: теории, методы, технологии, практика. Калининград: Янтарный сказ. 468 с. Куртов А., Коган М. 2002. Охота на дракона. Размышления о выборах и политическом консультировании. М.: ГУ ВШЭ. 313 с. Матвейчев О.А. 1999. Что такое политический консалтинг? Проблемы манипуляции. М.: Пайдейя. 295 с. Матвейчев О.А. 2005. Суверенитет духа. М.: Поколение. 512 с. Медиа-активизм. 2009. Большая актуальная политическая энциклопедия. Под ред. А.В. Белякова и др. М.: ЭКСМО. Минченко Е.Н. 2001. Как стать и остаться губернатором. Екатеринбург: Урал ЛТД. 480 с. Миронов А.С. 2001. Раздувай и властвуй. М.: Добросвет. 216 с. Мошкин С.В. 1994. Политическая реклама. Пособие для начинающих политиков. Екатеринбург: УрО РАН. 113 с. Политическое консультирование. 2002. Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман и И.Е. Минтусова. М.: Никколо-Медиа. 471 с. Рашкофф Д. 2003. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра.Культура. 368 с. Самый короткий путь к власти. Технология выборов. 1995. Таганрог: Сфинкс. 256 с. Ткачук И.С., Коновалова М.А. 2016. Основные этапы развития профессионального политического консалтинга в посткоммунистической России. – Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. № 9 (49). С. 44-47. Фаер С.А. 1998. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы. СПб: Стольный град. 136 с. Файрушина М.З. 2010. Особенности становления и основные этапы развития политического консалтинга в федеральных и региональных избирательных кампаниях России. – Вестник Башкирского университета. Т. 15. № 3. С. 763-766. Электоральная политология: теория и опыт России. 1998. СПб.: Изд-во С.‑Петерб. ун-та. 202 с. Hough J. Democratization and Revolution in the USSR, 1985-1991. Washington: Brookings Institution Press, 1997. 560 p.Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 2, 2018>> Архив журнала