Журнал: Вестник Института социологииКукушкина А. Г., Осипова А. А.Ролевые модели работников образования в контексте системных бюропатологий Кукушкина Анна Геннадьевна, к.п.н. Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия anna_kukushkina@yahoo.comОсипова Анастасия Александровна, к.соц.н. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия osk0@yandex.ruDOI: 10.19181/vis.2023.14.2.5ID статьи на сайте журнала: 891 Полный текстТекст статьиСсылка при цитировании: Кукушкина А. Г., Осипова А. А. Ролевые модели работников образования в контексте системных бюропатологий // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 2. С. 34-49. DOI: 10.19181/vis.2023.14.2.5Рубрика: Процессы формализации (бюрократизации) в российском образованииАннотацияСистемные бюропатологии стали барьером в развитии, функционировании и управляемости российского образования в усложняющихся социальных и геополитических условиях, а также новым объектом социологических исследований. Однако в распоряжении учёных пока недостаточно данных о социальных последствиях бюропатологий в человеческом измерении: деформации ценностей и отношений, самочувствии на рабочих местах, противоречиях социальной и профессиональной адаптации работников в образовании. Эти последствия носят латентный, но реальный характер. Ввиду преобладающей пассивности персонала они не выявляются в образовательной статистике и обязательной отчётности, но оказываются очевидными при социологическом изучении. Статья раскрывает типичные ролевые модели работников в контексте бюропатологий и их масштабы в профессиональной среде. В основе статьи лежат исследования 2018–2023 гг. (гранты РНФ 18-18-00047, 23-28-10010) с применением анкетного опроса по межрегиональной выборке (Санкт-Петербург, Новгородская обл., Алтайский край), глубинных интервью, контент-анализа документов в образовательных организациях разного типа, хронометража нагрузок работников. Ролевые модели работников образования как реакция на повседневные проявления бюропатологий удалось сгруппировать по ключевым параметрам «активность – пассивность» и «содействие – противодействие». Они включают активное содействие («эффективные менеджеры», «избыточные администраторы», «бумажные паразиты»), пассивное содействие («показушники», «неумелые администраторы», «перегоревшие»), пассивное противодействие («эскейписты», «адаптирующиеся») и активное противодействие («задающие вопросы», «разумные хозяева», «нигилисты» и «ушедшие из профессии»). Модели, ориентированные на противодействие бумажному прессингу, составляют социальный ресурс вывода образования из кризиса, но не свойственны большинству персонала, а потому заслуживают социально-организационной поддержки и дальнейшего изучения, в том числе в рамках научных мероприятий национального проекта «Образование». Статья продолжает раскрытие с разных сторон темы бюропатологий, служит оценке социальной эффективности управления образованием и перспектив преодоления бюропатологий.Ключевые словаобразование, работники образования, бюрократия, бумажный прессинг, бюропатологии, ролевые моделиЛитература Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 88–111. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-1-88-111. Быкова Е. Ю. Социальная апатия российских учителей: к проблеме определения условий и причин возникновения // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 92–105. DOI: 10.15372/PHE20160509. Дьяконов Б. П., Игошев Б. М. Новые профессиональные роли педагога в современной информационно-образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 5. С. 59–69. EDN: SGMHVP. Ильин Е. П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012. URL: http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2014/11/%D0%B8%D0%BB%D1%8C_1.pdf (дата обращения: 02.07.2022). Информация в управлении образованием: теоретические проблемы / Под ред. А. М. Осипова. 2-е изд. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. 215 с. EDN: IMCSCJ. Клячко Т. Л., Токарева Г. С. Заработная плата учителей: ожидания и достигнутые результаты // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 199–216. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-4-199-216. Кустова О. Л. Социально-ролевой анализ деятельности учителя // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2006. № 17 (72). С. 246–250. EDN: KZSADN. Осипов А. М. Бюропатология и бумажный прессинг в российском образовании // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2020. Т. 20. № 4. С. 953–966. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-953-966. Осипов А. М., Матвеева Н. А., Бояджиева П. А., Воронцов Я. А. Российское образование в бумажной пучине: опыт социологического анализа // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 60–70. DOI: 10.31857/S013216250008798-0. Осипов А. М. Рыночные механизмы – социальный тупик российского образования // Высшее образование в России. 2019. № 5. С. 62–73.DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-5-63-72. Осипов А. М., Матвеев В. В., Матвеева Н. А., Воронцов Я. А. Школьные администраторы: агенты и жертвы бумажного прессинга // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 72–80. DOI: 10.31857/S013216250014215-9. Социология образования: учеб. и практ. для вузов / Под ред. А. М. Осипова. 2-е изд., пер. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2023. 424 с. EDN: BZMRDY. Тхагапсоев Х. Г., Сапунов М. Б. Российская образовательная реальность и её превращённые формы // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 87–97. Школа в бумажной пучине: кризис информационных потоков в образовании: колл. моног. / Под ред. А. М. Осипова. Великий Новгород: Виконт, 2020. 351 с. EDN: MSNLLC. Содержание выпуска>> Содержание выпуска № 45, 2023>> Архив журналаобразование, работники образования, бюрократия, бумажный прессинг, бюропатологии, ролевые модели&rft.pub=&rfr_id=info%3Asid%2Fwww.fnisc.ru%3A&rft.date=2023&rft.au=">