Эволюция концепции цивилизации в социоисторической науке в конце XVIII — начале XX века
Браславский Р.Г.
Эволюция концепции цивилизации в социоисторической науке в конце XVIII — начале XX века // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. Т. 25. № 2. С. 49–79.
ISSN 1029-8053
DOI: 10.31119/jssa.2022.25.2.3
EDN: EPZUEN
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48654005
Размещена на сайте: 24.06.22
Текст статьи на сайте журнала URL: http://jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2022_2/Braslavskiy_2022_2.pdf (дата обращения 24.06.2022)
Ссылка при цитировании:
Braslavskiy R. (2022) Evolyutsiya kontseptsii tsivilizatsii v sotsioistoricheskoy nauke v kontse XVIII — nachale XX veka [The evolution of the concept of civilization in the socio-historical science in the late XVIII — early XX centuries]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 25(2): 49–79 (in Russian). https://doi.org/10.31119/jssa.2022.25.2.3 DOI: 10.31119/jssa.2022.25.2.3.
Аннотация
Прослеживается возникновение понятия цивилизации в дискурсе позднего Просвещения (вторая половина XVIII в.) и его последующая трансформация в социальной и исторической науке XIX — начала XX в. Главная концептуальная новация, привнесенная этим понятием, состояла в открытии культурноисторического измерения в человеческом способе существования. Хронологически первой программой цивилизационных исследований стала просвещенческая всеобщая история цивилизации как прогресса человеческого разума. В формирующейся с начала XIX в. социологии понятие цивилизации постепенно вытеснилось понятием «общество», которое задавало иную интерпретацию «социального», «культурного», «политического» и их взаимоотношений, а также другое понимание человеческой агентности. Каждое из этих двух понятий стремилось быть всеобъемлющим и охватывало все сферы человеческой деятельности. Однако если понятие цивилизации акцентировало внимание на культуре, продуктах человеческой деятельности, то термин «общество» — на социальной структуре и социальных формах взаимодействия между людьми. В первом случае человек наделялся качествами творца культуры и субъекта истории; во втором — выступал как продукт общественных отношений. В социологии предпосылка «автономии социальной структуры» сменила лежавший в основании просвещенческой философии и теории истории принцип «автономии человеческого разума». Реконструирована на материале творчества Э. Дюркгейма логика совершенного в «классической» социологии разрыва с линейно-унитарной концепцией цивилизации и поворота к ее плюралистической альтернативе.
Ключевые слова:
цивилизация прогресс эпоха просвещения цивилизационный анализ социология модерность история э. дюркгейм civilization progress the enlightenment history sociology civilizational analysis modernity emile durkheimРубрики:
История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Козловский В. В., Браславский Р. Г.
(2017) В.О. Ключевский как исторический социолог и теоретик цивилизации // В.О. Ключевский: воспоминания и исследования / отв. ред. А.В. Малинов. СПб.: Изд-во Политехнического университета. – С. 219-256. - Prozorova, Yulia (2017) Civilizational Analysis, Political Discourse, and the Reception of Western Modernity in Post-Soviet Russia, Comparative Civilizations Review: Vol. 77 : No. 77 , Article 7
- Гофман А. Б.
Французская социологическая школа // Большая Российская Энциклопедия. В 35 томах. Том 33. Москва: Большая Российская Энциклопедия, 2017. С. 596-597. - Браславский Р. Г.
(2020) Социологические модели современного цивилизационного анализа. Журнал социологии и социальной антропологии, 23(5): 7–40. https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.5.1 - В.О. Ключевский: воспоминания и исследования / отв. ред. А.В. Малинов. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2017 – 265 с.