В объятьях картонных богов: о магии имен, силе слов и фетишизме символического в социальной жизни. Часть II



Подвойский Д.Г.
В объятьях картонных богов: о магии имен, силе слов и фетишизме символического в социальной жизни. Часть II // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 5. С. 3-25.
ISSN 2219-5467
DOI: 10.14515/monitoring.2022.5.2329

Размещена на сайте: 23.11.22

Текст статьи на сайте журнала URL: https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/2329 (дата обращения 23.11.2022)


Ссылка при цитировании:

Подвойский Д.Г. В объятьях картонных богов: о магии имен, силе слов и фетишизме символического в социальной жизни. Часть II // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 5. С. 3-25. DOI: 10.14515/monitoring.2022.5.2329.
Podvoyskiy D. G. (2022) In the Embrace of Cardboard Gods: About the Magic of Names, the Power of Words and the Fetishism of Symbols in Social Life (Part 2). Monitoring of Public Opi­nion: Economic and Social Changes. No. 5. P. 3–25. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2022.5.2329. (In Russ.) DOI: 10.14515/monitoring.2022.5.2329.

Аннотация

В статье предметом рассмотрения становится феномен символического фетишизма как одно из закономерных проявлений и последствий процесса социального конструирования реальности. Автор исследует логику и механизмы автономизации символических систем в обществе, оборачивающейся, среди прочего, их «гипостазированием» (и реификацией) в индивидуальном и коллективном сознании как специфических сущностей. В фокусе внимания при этом оказываются три интерпретации символического и его бытований в социальной жизни, представленные в трудах П.А. Сорокина, П. Бурдьё и Ж. Бодрийяра. В первой части статьи анализу подвергаются основные положения сорокинской концепции «проводников интеракции» (в частности, идея о фетишизации разных типов проводников и их рикошетном воздействии на использующих их индивидов). Во второй части очерка аналитически реконструируются бурдьеанская трактовка «власти номинации» и бодрийяровская теория гиперреальности (или знаковой вселенной) общества потребления. В каждой из упомянутых концепций фиксируется и иллюстрируется принудительный характер символических структур общества, его знаковых образов и материализованных артефактов, оказывающих мощное влияние на человеческое мышление и поведение.

 

Ключевые слова:

фетишизация сим­волического отчуждение символ знак язык проводники взаимодей­ствия власть номинации символиче­ский капитал общество потребления симулякр означаемое означающее П.А.Сорокин П.Бурдьё Ж.Бодрийяр fetishization of symbols al­ienation symbol sign language con­ductors of interaction power of nomina­tion symbolic capital consumer society simulacra signified signifier P.A.Sorok­in P.Bourdieu J.Baudrillard

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: