Компьютерные игры в условиях медиаконвергенции: мемы и фан-арт к играм серии The Witcher 3



Мизиряк Н.А.
Компьютерные игры в условиях медиаконвергенции: мемы и фан-арт к играм серии The Witcher 3 // Петербургская социология сегодня. 2022. № 18. С. 41-59.
ISSN 2308-3166
DOI: 10.25990/socinstras.pss-18.9kj3-ac76

Размещена на сайте: 13.01.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://pitersociology.ru/ru/node/816 (дата обрашения 13.01.2023)


Ссылка при цитировании:

Мизиряк Н.А. Компьютерные игры в условиях медиаконвергенции: мемы и фан-арт к играм серии The Witcher 3 // Петербургская социология сегодня. 2022. № 18. С. 41-59. DOI: 10.25990/socinstras.pss-18.9kj3-ac76.
Miziryak N. A. Computer games in a frame of media convergence: memes and fan art inspired by The Witcher 3 games series. St. Petersburg Sociology Today. 2022. No. 18. Р. 41-59. DOI: 10.25990/socinstras.pss-18.9kj3-ac76.

Аннотация

Статья посвящена изучению роли и места фанатского творчества в продвиже- нии трансмедийной франшизы. Целью статьи является анализ интерактивной составляющей трансмедийных процессов, включающей визуальное творчество игроков, на примере мемов и фан-арта по играм серии «The Witcher 3». Для этого рассматриваются понятие медиаконвергенции как важной характери- стики современных медиапроцессов и особенности технологии трансме- дийного повествования, описывающей принципы продвижения одних и тех же идей и сюжетов через разные медиа с целью вовлечения потребителей. Стимуляция интерактивной составляющей — пользовательского тематического творчества — описывается как одна из важнейших технологий популяризации медиафраншизы. Автор анализирует эмпирический материал, а именно — интернет-мемы и фан-арт посвященные компьютерной игре «The Witcher 3», которая сыграла важную роль в продвижении медиафраншизы «Ведьмак». В результате твор- ческого восприятия этой игры игроками был создан обширный визуальный контент, примеры которого легли в основу эмпирического исследования. Автор проанализировал визуальный контент 4 популярных пабликов, связанных с миром «Ведьмака» в социальной сети ВКонтакте, выделил мемы и фан-арт, посвященные апроприации игрового опыта, и разделил их на тематические группы. Далее автором выделялись смысловые основы и кодовые принципы формирования этих визуальных артефактов, т. е. какие именно элементы и в каком порядке сочетаются для передачи той или иной идеи. Было замечено, что для интерпретации событий игры и включения её героев в общее для пользователей культурное поле используются уже существующие популярные интернет-мемы, привнесенные в изображение. А после того как основные сю- жетные доминанты становятся частью культурной среды игроков, визуальный код игры начинает использоваться для интерпретации других виртуальных миров и фактов повседневной реальности. Автор делает вывод, что тематическое творчество погружает пользователя в обсуждение «цепляющих» элементов сюжета, является базой для социальных отношений («лайков», «репостов», обсуждений) и формирования коллективной идентичности «тех, кто понимает» соответствующий юмор. Сюжеты и персо- нажи «The Witcher 3» обогащают общую базу интернет-мемов, вводят в вирту- альный оборот новые образы и возможности для интерпретаций социальных событий, например, маркирования «чудовищ», подлежащих уничтожению в оффлайне. Это позволяет элементам медиафраншизы перешагнуть грани- цы игры и стать частью культуры, медиареальности и повседневной жизни, задавать акценты восприятия тех или иных событий и социальных фактов в массовом сознании. Кроме того, трансляция тематических мемов и фан-арта увеличивает популярность всех медиаканалов, которые продвигают пользова- тельское творчество (группы в социальных сетях, тематические подборки мемов и фан-арта, личные страницы художников) и франшизы «Ведьмака» в целом.

Ключевые слова:

медиаконвергенция трансмедиация визуальная социология мемы фан-арт media convergence transmediation visual sociology memes fan art

Рубрики:

Социология коммуникаций
Политические институты



Возможно, вам будут интересны другие публикации: