Одной из техник анализа интервью является кодирование, в основе которого лежит стратегия А. Страусса и Дж. Корбин. Эта процедура разделена на три этапа: 1) открытое кодирование (open coding): поиск категорий и выделение смыслов; 2) осевое кодирование (axial coding): поиск отношений между категориями; 3) избирательное/селективное кодирование (selective coding): поиск ключевых категорий. Первый уровень кодирования несложный, но самый времязатратный. На этом этапе мы максимально приближены к данным, читаем цитаты из интервью и выделяем главные мысли, тэги. Эти выделенные главные слова или словосочетания нужно как-то назвать: обычно их называют кодом или ярлыком. В качестве кодов иногда выступают сами слова информанта. Выделяя коды, важно не потерять смысл, который информант вносит в свое высказывание. Два разных человека могут сказать, что для них важно, например, саморазвитие, поэтому они занимаются волонтерством. При этом они вкладывают в него совершенно разный смысл. Например, для одного участника исследования «волонтерство — это саморазвитие, это чем-то заниматься, не ходить в бар пить пиво», а для другого это «обучение на волонтерских курсах спасания в ЧС, поездки и изучение иностранных языков». Наша задача в ходе открытого кодирования — понять, какой смысл информант вкладывает в код, который мы назвали «саморазвитие». Второй уровень, осевое кодирование, — поиск отношений между кодами, полученными на этапе открытого кодирования. То есть нужно взять все выделенные коды и объединить в более общие категории: объединить похожие по смыслу коды, полученные нами на первом этапе, и придумать им общее название, которое бы соответствовало социологической категории. На этом этапе кодирования как раз и нужны исследовательский бэкграунд и теоретическая эрудиция. Приведу пример из своей работы, где были такие коды: «важность заботы о природе», «стремление к действию», «стремление к новизне», «свобода действий». Я подумала, что все эти коды можно отнести к ценностям, т.е. получилась категория «ценностный мотив». Как я поняла, что это ценности? Такие формулировки ценностей вы можете найти, например, в методике измерения ценностей Ш. Шварца [Карандашев, 2004]. Третий, самый высокий теоретический уровень обобщения, — избирательное/селективное кодирование. Из всего множества категорий, выделенных на втором этапе, нужно аналитически выстроить центральную категорию, вокруг которой располагаются все остальные. Полученная теория и будет выступать итогом анализа.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................... 8
РАЗДЕЛ I. МНОГООБРАЗИЕ ДАННЫХ И МЕТОДОВ АНАЛИЗА
Глава 1. Качественные данные и дилеммы аналитика .........................15
Аналитические практики: поиск баланса между интуицией и формализацией ................................................. 17
Базовые методы анализа качественных данных ..............................21
Обзор программных решений для анализа качественных данных .........................................................................24
Глава 2. Нарративный анализ в социологии: подход, метод или метафора? ..............................................................32
Теоретическая интерпретация понятия «нарратив» .........................32
Стратегии нарративного анализа ......................................................39
Варианты эмпирической работы с нарративами ..............................46
Нарративный анализ аргументации респондентов в массовом опросе ..............................................................................49
Нарративный анализ интервью в рамках стратегии кейс-стади ..........................................................52
Глава 3. Дискурс-анализ как метод анализа текста: опыт применения постструктуралистской теории дискурса для изучения конфликта в индустрии моды ..........................58
Подходы к анализу дискурса .............................................................58
Предпосылки постструктуралистской теории дискурса .................60
Постструктуралистская теория дискурса: введение в метод ............63
Возможные процедуры анализа дискурса с применением идей Лакло и Муфф .................................................66
Эмпирический пример дискурс-анализа: конфликт в индустрии моды ...............................................................................69
Академическая литература как источник для анализа контекста дискурса и понимания значений .................74
Глава 4. Опыт применения тематического анализа в изучении идентичности индустриального рабочего ...........................81
Тематический анализ как метод ........................................................82
Базовые понятия и процедуры тематического анализа ...................84
Проект об индустриальных рабочих: замысел и реализация ..........87
Аналитические практики в «поле района» ........................................89
Аналитический путь после поля: от многоаспектных данных к темам .................................................92
Глава 5. Качественный контент-анализ: возможности, методика, процедуры ...........................................................................99
Общие характеристики данных для контент-анализа .................... 101
Познавательные границы метода качественного контент-анализа ............................................................................... 103
Сравнение качественного и количественного контент-анализа ...104
Процедуры проведения качественного контент-анализа .............. 105
Пример анализа ................................................................................ 112
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКИ КОДИРОВАНИЯ И ОБРАБОТКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ДАННЫХ
Глава 6. Опыт кодирования «на бумаге», или Как исследователю с количественным бэкграундом научиться анализировать интервью ................................................... 121
Предыстория: «…мне ближе более объективный мир количественных данных» ................................................................. 121
Исследование мотивации волонтеров в чрезвычайных ситуациях и обоснованная теория .................................................. 123
Техника кодирования ....................................................................... 125
Как описать полученную теорию? .................................................. 135
Для чего нужны результаты кодирования? ..................................... 137
Как представить результаты качественного исследования? ........... 137
Глава 7. Обработка данных интервью в NVivo: опыт изучения эмоциональных высказываний в отношении социальной мобильности .............................................. 142
Эмоциональный фон социальных перемещений: введение в эмпирический кейс ........................................................144
Работа с кодами в NVivo .................................................................. 146
Визуализация данных ...................................................................... 154
Глава 8. Преодолевая практику cherry picking: аналитический путь от 100 часов интервью до диссертационной главы .................................................................164
Исследование об академических карьерах...................................... 166
Несколько слов о «качестве» качественных исследований ............ 169
Практика cherry picking vs аналитическая тщательность ................ 171
О транскрибировании как стадии анализа .................................... 173
Как кодировать данные, чтобы это имело смысл ........................... 176
Важность комментирования данных .............................................. 181
Дневник исследования — архив идей .............................................. 183
Аналитические заметки, или мемо ................................................. 184
Вывод результатов анализа из ПО ................................................... 185
Сокращение объема данных и разработка пропозиций ................190
Движение в сторону теории: от описательного текста к аналитическому .............................................................................194
Эффект поспешного вывода и смена фокуса ................................ 196
Глава 9. Возможности и ограничения ATLAS.ti при обработке массивов текста: кодирование и количественный анализ ..................202
Понятия текста и масштабных текстовых данных..........................203
ATLAS.ti: знакомство с программой и ее задачами .......................205
Основная работа в ATLAS.ti: кодирование .....................................206
Роль кодировщиков и их согласованность ......................................209
Принципы кодирования при подготовке данных для комбинированного анализа ...................................................... 211
Подготовка массивов текста для анализа: требования к данным ....................................................................... 212
Виды массивов ................................................................................. 213
Линейные распределения и анализ соответствий .......................... 216
Эмпирические кейсы ...................................................................... 219
Глава 10. Как онлайн-инструменты могут облегчить коллективный анализ глубинных интервью .......................................244
Распространенность коллективных качественных проектов в социологических исследованиях .................................244
Сложности групповой исследовательской работы .........................248
Достижение консенсуса как условие групповой работы ................249
О согласованности кодирования данных группой исследователей ................................................................................ 251
Опыт коллективного кодирования .................................................253
Карта мыслей (mind map) как инструмент разработки кодификатора для анализа качественных данных ..........................255
Опыт коллективного кодирования в Dedoose: особенности онлайн-системы .........................................................263
Проверка согласованности кодирования .......................................268
Технические проблемы ...................................................................269
Глава 11. Возможности и ограничения текст-майнинга: применение современных методов анализа текстовых данных .......... 273
Текст-майнинг как направление: введение и основные понятия ........................................................................ 273
Особенности текстовых данных ..................................................... 278
Библиотеки для текст-майнинга в Python ......................................285
Применение методов текст-майнинга: эмпирические примеры ...................................................................287
Задача классификации — поиск самых распространенных слов у информантов разного пола на основе частоты встречаемости слов и TF-IDF ..........................289
Задача кластеризации — поиск основных тем в корпусе документов с помощью латентносемантического анализа ...................................................................296
Тематический анализ с помощью сетевого анализа .......................300
РАЗДЕЛ III. ЖАНРЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Глава 12. Фотография в социологической работе: практики сбора и презентации ........................................................... 313
Использование фотографий в исследованиях домашнего пространства .................................................................................... 316
Использование фотографии как части биографической прогулки ............................................................... 321
Визуальное эссе как жанр представления результатов ..................324
Глава 13. Публичные выступления как жанр презентации результатов .....................................................334
Выступления в академической и неакадемической аудитории .........................................................335
Вопросы: обратная связь от аудитории ..........................................338
Некоторые особенности презентации результатов качественных исследований ............................................................339
ПРИЛОЖЕНИЕ
Путеводитель по базовым функциям ATLAS.ti ..............................347
Библиография ....................................................................................352
Сведения об авторах .......................................................................... 381