Одушевление тела в трактате О сотворении мира Иоанна Филопона



Баранов В.А.
Одушевление тела в трактате О сотворении мира Иоанна Филопона // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 341-362.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. — 452 с.
ISBN 978-5-89697-406-2
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.30
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50301413&pff=1

Размещена на сайте: 30.03.23

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Баранов В.А. Одушевление тела в трактате О сотворении мира Иоанна Филопона // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 341-362. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.30.

Аннотация

Антропология Иоанна Филопона, проявляющаяся в его экзегезе творения человека в книге VI трактата «О сотворении мира» в целом соответствует его учению о человеке из комментариев на «О душе» Аристотеля и реконструируется как платоническая «нисходящая» система из разновременных бестелесной разумной души, животной души, входящей в оформленный органами эмбрион, и растительной души, известная из учения Оригена и Дидима Александрийского и осмысленная в аристотелевской парадигме души как энтелехии тела. Такая антропология «нисхождения в материю» неизбежно предполагает наличие промежуточных сущностей. При этом, в экзегезе сотворения ангельских сил в книге I Филопон настаивает на полном отличии умной (νοεράν) и словесной (λογικήν) души от тел и неразумных душ и отвергает понятие посредствующей субстанции, что указывает на сходство его антропологии с антропологией Дидима Александрийского.

Ключевые слова:

Иоанн Филопон Филон Александрийский Ориген Дидим Александрийский душа антропология эмбриология John Philopon Philo of Alexandria Origen Didymus of Alexandria soul anthropology embryology

Оглавление

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: