῾Άπαν τὸ κινούμενον ὑπό τινος ἀνάνκη κινεῖσθαι: проблема движения по природе и самодвижения одушевленного в Физике Аристотеля ...



Варламова М.Н.
῾Άπαν τὸ κινούμενον ὑπό τινος ἀνάνκη κινεῖσθαι: проблема движения по природе и самодвижения одушевленного в Физике Аристотеля // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 299-313.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. — 452 с.
ISBN 978-5-89697-406-2
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.27
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50301410&pff=1

Размещена на сайте: 30.03.23

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Варламова М.Н. ῾Άπαν τὸ κινούμενον ὑπό τινος ἀνάνκη κινεῖσθαι: проблема движения по природе и самодвижения одушевленного в Физике Аристотеля // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 299-313. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.27.

Аннотация

В аристотелевском учении о движении большую роль играет двигатель как начало движения и описание взаимодействия двигателя и подвижного тела. В VII и VIII книгах «Физики» Аристотель настаивает, что всякое движущееся движется чем-нибудь, в IX книге «Метафизики» он указывает, что движущее всегда является иным по отношению к движимому, а в 3 книге «Физики» он описывает отношение движущего и движимого через соотношение двух сил или способностей - пассивной и активной. Таким образом, учение о движении неразрывно связано с представлением о том, как именно двигатель движет или передает движение подвижному телу. В этом контексте становится проблематичным то, что кажется главной темой аристотелевской физики - определение природы как внутреннего источника движения, как причины движения, которая действует в сущем «πρώτως καθ᾽ αὑτὸ καὶ μὴ κατὰ συμβεβηκός». Проблематичность движения по природе также связана еще с двумя вещами: с необходимостью первого двигателя, который по определению является внешней движущей причиной для всех вещей под небом, и с разделением природного движения на движение простых тел (элементов) и движение одушевленных. В своей статье я рассматриваю проблему природного движения или самодвижения в аристотелевской физике в общем контексте его учения о движении и движущей силе.

Ключевые слова:

движение природа душа тело Аристотель Александр Афродисийский Иоанн Филопон motion soul body physis Aristotle Alexander of Aphrodisias John Philoponus

Оглавление

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: