Эволюция избирательных технологий в России: от поквартирного обхода до «цифры» и обратно



Колесник Н.В.
Эволюция избирательных технологий в России: от поквартирного обхода до «цифры» и обратно // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2023. № 1. С. 121—142.
ISSN 2219-5467
DOI: 10.14515/monitoring.2023.1.2340
EDN: FTWVKB
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=52502861

Размещена на сайте: 30.03.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/2340 (дата обращения 30.03.2023)


Ссылка при цитировании:

Колесник Н.В. Эволюция избирательных технологий в России: от поквартирного обхода до «цифры» и обратно // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2023. № 1. С. 121—142. DOI: 10.14515/monitoring.2023.1.2340. EDN: FTWVKB.
Kolesnik N.V. The Evolution of Electoral Technique in Russia: from Door-to-Door to Digitall Control and Back. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2023. No. 1. P. 121–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.1.2340. (In Russ.) DOI: 10.14515/monitoring.2023.1.2340.

Аннотация

На основе интервью с российскими политтехнологами, представителями бизнеса и власти реконструируется процесс эволюции избирательных технологий в современной России. Используя эмпирические данные, автор исследует особенности формирования рынка избирательных услуг и то, какое влияние на избирательные кампании оказали представители власти, бизнеса, а также политтехнологи. Анализ избирательных технологий, реконструируемых из нарративов экспертов, показал, что они, как правило, эволюционируют вместе с общими политическими практиками в стране. Открывшийся в 1990-е годы рынок избирательных услуг стал отражением повышенного спроса на политику, отличную от советской, причем со стороны не только российского электората, но и новых политических деятелей, представителей бизнеса. В ходе проведенного эмпирического исследования выявлено, что в результате эволюции рынка избирательных услуг в России политические технологии подверглись значительной трансформации. Прошедшие выборные кампании показали, что при- менение административного ресурса часто имеет непредсказуемые последствия и потому сейчас активно применяются новые избирательные практики, которые резко технологизируют избирательный процесс и повышают точность в подсчете голосов. Традиционные методы ведения избирательной кампании в сочетании с цифровыми технологиями не только становятся новым способом коммуникации между кандидатом и электоратом, но и расширяют возможности участия в большой политике рядового гражданина и развития цифровой демократии в целом. В роли архитекторов цифровых продуктов выступают не только профессионалы избирательного рынка — политтехнологи, журналисты, представители политических партий и общественных движений,—но также разработчики и обычные пользователи.

Ключевые слова:

выборы электорат элита власть политтехнологи россий ский регион рынок избирательных услуг избирательные технологии цифровые технологии elections electorate elite power political marketers Russian region electoral services market electoral technique digital technologies

Оглавление

Рубрики:

Социология элиты общества
Политические институты



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



© 1998-2024. ФНИСЦ РАН (https://www.fnisc.ru)