Прошлое российской социологии: поиск единства в историко-социологическом знании



Козлова Л.А.
Прошлое российской социологии: поиск единства в историко-социологическом знании // Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 21 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – С. 41-66.

Глава из книги: Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 21 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – 448 с.
ISBN 978-5-89697-419-2
DOI: 10.19181/ezheg.2023.2

Размещена на сайте: 12.10.23

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Козлова Л.А. Прошлое российской социологии: поиск единства в историко-социологическом знании // Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 21 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – С. 41-66. DOI: 10.19181/ezheg.2023.2.

Аннотация

В статье рассматривается возможность целостного видения эволюции отечественного социологического знания. В настоящее время его картина дискретна, трудно обнаружить связанность (кумуляцию, преемственность, парадигмальные противоречия) знаний, созданных в разные периоды истории, различными школами и поколениями. Это обусловлено как внешними общественно-историческими причинами, так и внутринаучной логикой развития историографического познания. Статья фокусируется на способах и возможностях представления социологического знания как целостного феномена. Наиболее эффективными, по мнению автора, являются инструменты саморефлексивности историко-социологического познания, отражающие его ментальную специфику, основанную на российской культуре и истории. Рассмотрены два проекта, в которых применяется культурно-исторический подход: в одном к изучению истории отечественной психологии, в другом к философской интеллектуальной традиции в России XIX–XX вв. Проекты основаны на исследовании стилей мышления. Частично используя эти наработки, а также теорию языковой репрезентация истории Х. Уайта, автор пытается найти смысловую связанность между двумя историографическими рефлексиями над идеями русской субъективной школы. Первая версия принадлежит Н. И. Карееву (начало 1920-х гг.), вторая – И. Г. Лиоренцевичу (1978). Версии разделяются почти 60-ю годами и относятся к разным парадигмам социологического знания – позитивизму и советскому марксизму. Проведено текстологическое сравнение этих версий. Показано, каким образом в работе Лиоренцевича «встретились» кареевские аутентичные интерпретации идей субъективистов с их марксистским переложением, в том числе в контекстных описаниях ключевых понятий субъективистов – «субъективный метод», «личность» и «прогресс».

Ключевые слова:

история отечественной социологии историография единство историко-социологического знания «метаистория» культурно-исторический подход русская субъективная школа стиль мышления идейный смысл history of Russian sociology historiography unity of historical and sociological knowledge metahistory cultural and historical approach Russian subjective school style of thinking ideological meaning

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: