Герои и героизм как репрезентации коллективной памяти
Подлесная М.А., Шевченко О.К., Ильина И.В.
Герои и героизм как репрезентации коллективной памяти // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 3. C. 503-524.
ISSN 2313-2272
DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-3-503-524
EDN: WXMCXE
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54747668
Размещена на сайте: 20.10.23
Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/36333 (дата обращения 20.10.2023)
Ссылка при цитировании:
Podlesnaia M.A., Shevchenko O.K., Ilyina I.V. Heroes and heroism as representations of collective memory. RUDN Journal of Sociology. 2023. Vol. 23. No. 3. Pp. 503-524. doi: 10.22363/2313-2272-2023-23-3-503-524 DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-3-503-524.
Аннотация
В статье представлены результаты междисциплинарного философско-социологического исследования героизма. В теоретической вводной части проведен семиотический анализ понятия героизма с точки зрения концепта хронотопа в западноевропейской культуре, обозначены константы отечественной семантики понятий героя, героизма и героического, прослежена динамика изменения смыслов героического, поступка и подвига. Социологический подход, продолжая философское осмысление героизма, рассматривает данный феномен через социальное отношение, следуя в заданном Н.К. Михайловским направлении. Для осмысления связи героя и толпы задействованы такие социологические подходы, как креативная и реляционная теории социального действия и положения реляционной социологии П. Донати. В эмпирической части представлены результаты социологического опроса 1350 россиян разных поколений в восьми федеральных округах. Основная цель статьи - рассмотрение понятий героя и героизма как репрезентаций коллективной (исторической) памяти. Эмпирическое исследование состояло из двух разделов: один посвящен коллективной памяти россиян и историческим знаниям, второй - героям и героизму в оценках советского и постсоветского поколений. Результаты первой части опроса показывают в целом угасание коллективной памяти, причем события более древней истории вызывают меньше интереса и по ним меньше знаний, чем, например, по советскому периоду. Превалирующая часть значимых событий российской истории воспринимается как триумфальная, а не травматическая, а большинство военных кампаний, в том числе нынешних, - через фигуру победителя, а не побежденного. По мнению респондентов, героизма в прошлом было больше. Героизм связывается с такими качествами личности, как сила, активность, чувство долга, спасение других не ради корысти, способность не опустить руки даже в самой сложной ситуации. Сам герой воспринимается не только как спаситель, но и как правдолюбец, что особенно значимо для советских поколений.
Ключевые слова:
герой героизм российские поколения коллективная (историческая) память репрезентации памяти хронотоп семиотический анализ триумф и травма hero heroism Russian generations collective (historical) memory representations of memory chronotope semiotic analysis triumph and traumaРубрики:
Социология личностиСоциология поколений
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Rozhdestvenskaya E., Semenova V., Tartakovskaya I., Kozela K. (eds). Collective Memories in War. London: Routledge, Taylor & Francis Ltd, 2016. 196 pp.
- Semenova, Viktoria. Wounded memory and collective identity. In: Collective Memories in War, ed. by Elena Rozhdestvenskaya, V. Semenova, I. Tartakovskaya, K. Kosela. London: Routledge, Taylor & Francis Ltd, 2016. P. 125-139.
- Абрамзон М.Г., Вишневский Ю.Р., Ершов А.Н., Икингрин Е.Н., Коробейникова А.П., Пронина Е. И., Ружа В.А., Шапко В.Т.
Война была... вчера. Российское студенчество о Великой Отечественной Войне // Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне : материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского; Рос. общ-во социологов; М-во образования и науки РФ; Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 98-105.