Региональное кино: социальная реальность или миф?



Левченко Н.В., Роговая А.В.
Региональное кино: социальная реальность или миф? // Мониторинг правоприменения. 2023. № 4 (49). С. 81-90.
ISSN 2412-8163
EDN: SIEMIG
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=56667588

Размещена на сайте: 29.12.23

Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: http://uzulo.su/mon-prav/pdf-jpg/mp-2023-4.pdf (дата обращения 29.12.2023)


Ссылка при цитировании:

Левченко Н.В., Роговая А.В. Региональное кино: социальная реальность или миф? // Мониторинг правоприменения. 2023. № 4 (49). С. 81-90. EDN: SIEMIG.
Levchenko N.V., Rogovaia A.V. Regional cinema: social reality or myth? Monitoring of law enforcement. 2023. No. 4(49). Pp. 81-90.

Аннотация

Цель статьи: анализ существующих основных теоретико-методологических подходов к интерпретации понятий «образов», «смыслов» и «конструктов», содержащиеся в современных региональных фильмах, социологическое осмысление содержания региональных картин во взаимосвязи с имеющимися ресурсами регионального кинематографа. Метод исследования: междисциплинарный анализ научных теоретико-методологических подходов к анализу содержания фильмов. Использован также метод анализа документов, в качестве которых выступали короткометражные и полнометражные фильмы Калужской области, Республик: Бурятия, Саха (Якутия), Хакасия, Чукотского автономного округа. Результаты: анализ научной литературы показал, что кинематограф рассматривается исследователями с разного ракурса. Представители семиотического подхода анализировали фильмы как знаковые системы, уделяя при этом внимание построению кадра и структуре сюжета. В основе диалогического подхода лежит преодоление проблем коммуникации через диалог между фильмом и зрителем, этносоциологический подход основывается на вовлеченности этничности в различные практики, связанные с развитием киноиндустрии в регионах, нарративный анализ представляет собой «многоходовый» анализ текста по определенным ключевым параметрам. На основе изученных подходов «образ» в исследовании определяется как некий символический смысл, складывающийся на основе восприятия контекста фильма, а «конструкт» рассматривается как определенное структурирование смыслов и образов, тесно связанных с личным восприятием и пониманием особенностей жизни в регионах. В ходе исследования выявлено, что в региональном кинематографе на первый план выдвигается роль семьи и истоков, своего окружения и любви к малой родине. В содержание фильмов зачастую вкладываются также идеи о важности человеческих отношений и нравственных качеств, поднимаются темы дружбы и взаимопомощи. Современное региональное кино соединяет в себе как этническое разнообразие, сохраняя при этом советские ценности, так и локальную специфику. В этом случае «региональность» как социальный процесс определяется в первую очередь с эстетической стороны, как «приобщение к истокам» на основе фольклора, народного творчества, раскрытии особенностей менталитета края, региона. Научная новизна: проведен анализ содержательного наполнения региональных фильмов, позволяющий увидеть отражение социальной реальности, трансляцию жизни общества на экран кинематографа. Изучены особенности нарратива этнических фильмов, личностные мотивы режиссеров, а также осуществлена попытка контекстного анализа «смыслов» и «образов» региональных фильмов, который позволил выявить основные темы и направления в их содержании.

Ключевые слова:

региональный кинематограф семиотический, диалогический, этносоциологический подходы нарративный анализ этническое кино социальные смыслы образ regional cinema semiotic, dialogic, ethno-social approaches narrative analysis ethnic cinema social meanings image

Рубрики:

Социология культуры



Возможно, вам будут интересны другие публикации: