
Рабочая нагрузка учителя в постпандемический период
Колесник Н.В., Бояркина С.И.
Рабочая нагрузка учителя в постпандемический период // Мир России. 2024. Т. 33. № 2. С. 32-55.
ISSN 1811-038X
DOI: 10.17323/1811-038X-2024-33-2-32-55
EDN: EXEWYN
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=65666197
Размещена на сайте: 07.05.24
Текст статьи на сайте журнала URL: https://mirros.hse.ru/index.php/mirros/article/view/21189 (дата обращения 07.05.2024)
Ссылка при цитировании:
Kolesnik N. V., & Boyarkina S. I. (2024). Teacher Workload in the Post-pandemic Period. Universe of Russia, 33(2), 32-55. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2024-33-2-32-55 DOI: 10.17323/1811-038X-2024-33-2-32-55.
Аннотация
В статье представлены результаты анализа рабочей нагрузки школьного педагога в постпандемический период. В ходе исследования авторы выявили самооценку региональных педагогов их рабочей нагрузки и ее структуры, объема и видов обязательной и избыточной работы. Были определены причины распространения сложившегося режима работы в профессиональной среде педагогов, который влечет не только возможную неудовлетворенность трудом, но и профессиональный стресс. Особое внимание уделено основным дискуссионным точкам по проблеме рабочей нагрузки педагога и тому, как она влияет на его профессиональное самочувствие. Эмпирическим основанием послужили данные анкетного опроса и контент-анализа по исследуемой проблеме. В опросе приняло участие 3588 педагогов из 100 государственных и муниципальных школ в 15 российских регионах; проанализирована лингвистическая база из 3827 элементов. В ходе исследования выявлено, что у опрошенных педагогов устойчиво сохраняется режим работы «всегда на связи», для которого характерны стирание четких границ между учебной и рабочей нагрузкой, обязательными и не обязательными видами работы. Это означает, что как в прошлом, так и сейчас сельские и городские, молодые и опытные учителя испытывают дискомфорт в части рабочей нагрузки и большого объема работ. Зачастую именно избыточное участие в (не)цифровых коммуникациях приводит к росту рабочей нагрузки, физическому и психологическому переутомлению учителей.
Ключевые слова:
рабочая нагрузка образование педагог учитель рабочее время школа стресс выгорание труд профессиональное развитие workload education working time teacher school stress burnout work professional developmentРубрики:
Социология профессий и профессиональных группСмежные дисциплины
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Дементьева И. Ф.
Школьный учитель в системе наемного труда // Наёмный работник в современной России / Отв.ред. З.Т. Голенкова. - М.: Новый Хронограф, 2015. - С. 197-217. - Попова И. П.
Supplementary Professional Education in the Strategies of Working Specialists, 1995 to 2005 // Russian Education and Society, vol. 50, no. 11, November 2008, pp. 36–58. - Колесникова Е. М.
Здоровье воспитателей детских садов и учителей общего образования как значимое составляющее условий и специфики труда // Здоровье как ресурс: V. 2.0 / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. –Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2019. С. 274-277. - Колесникова Е. М.
Педагогические династии как ресурс социальной стабильности // Профессиональная культура российской интеллигенции / Под общ. ред. Ж.Т. Тощенко. М.: РГГУ, 2017. С. 249-253 - Mansurov V.A.,Yurchenko O.V. The Fall of School Teachers’ Authority // Power, Violence and Justice: Reflections, Responses and Responsibilities. View from Russia [Electronic resource]: collected papers XIX ISA World Congress of Sociology «Power, Violence and Justice: Reflections, Responses and Responsibilities» (Toronto, Canada, July 15-21, 2018) / Editor-in-Chief V. Mansurov. Moscow: RSS; FCTAS RAS. 2018. – 441 p. P. 122-131. 1 СD ROM; 12 sm – system requirements: Windows XP/Vista/7/10 – Title from disk label. P. 122-131.