Позитивное выравнивание в языковой политике: «за» и «против». Опыт СССР, современной России и других государств Паин Э.А.Позитивное выравнивание в языковой политике: «за» и «против». Опыт СССР, современной России и других государств // Вопросы теоретической экономики. 2024. № 3. С. 151–170.ISSN 2587-7666DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2024_3_151_170Размещена на сайте: 04.09.24Текст статьи на сайте журнала URL: http://questionset.ru/files/arch/2024/2024-N3/Pain_VTE_2024_3.pdf (дата обращения 04.09.2024)Ссылка при цитировании:Паин Э.А. Позитивное выравнивание в языковой политике: «за» и «против». Опыт СССР, современной России и других государств // Вопросы теоретической экономики. 2024. № 3. С. 151–170. DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2024_3_151_170.Pain E.A. Positive Alignment in Language Policy: Pros and Cons. The experience of the URSS, Modern Russia and Other States. Voprosy teoreticheskoy ekonomiki. 2024. No. 3. Pp. 151–170. DOI: 10.52342/2587-7666VTE_ 2024_3_151_170. DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2024_3_151_170.АннотацияВ статье показана динамика за последнее столетие политики позитивного выравнивания (аffirmative action) в сфере сохранения и возрождения языков меньшинств и коренных народов. Анализ основан на сравнении языковых политик Советского Союза, постсоветской России и ряда зарубежных стран. Советская политика «коренизации» (1920-х — начала 1930-х гг.) была первым в мире опытом создания преимуществ для развития языков меньшинств и коренных народов, а также полной противоположностью политики запретов на использование таких языков, характерной в то время для многих стран мира. Ситуация радикально изменилась в современных условиях. Большинство государств с либеральным режимом и рыночной экономикой проводят политику, похожую на советскую «коренизацию» в отношении возрождения языков ранее колонизированных народов, тогда как Россия с 2010 гг. всё дальше отходит от советской политики коренизации. Основной вопрос статьи связан с анализом противоречия между достоинствами «позитивного выравнивания» в сфере языковой политики и её недостатками в сфере социальных и межэтнических отношений.Ключевые слова:языковая политика позитивное выравнивание национальные меньшинства коренные народы титульные национальности республик language policy affirmative action national minorities indigenous peoples titular nationalities of the republics Рубрики: ЭтносоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Arutyunova E., Zamyatin K. An Ethnolinguistic conflict on the compulsory learning of the state languages in the republics of Russia: policies and discourses. The international Journal of Human Rights, 2020, Published online: 07 Oct 2020. https://doi.org/10.1080/13642987.2020.1804368Arutyunova, E.M. The Sakha Language in the School System of the Republic of Sakha (Yakutia): Situation and Problems. In: Minorities in the post-Soviet Space thirty years after the dissolution of USSR. Ed.: Bocale, Paola; Brigadoi Cologna, Daniele; Panzeri, Lino. LEdizioni, Milan, Italy. 2022. P. 41-54.Арутюнова Е. М.Языковые проблемы в представлениях россиян: актуализация и новые контексты // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 521—532.Арутюнова Е. М.Язык в межэтнических отношениях и проблемы образования (на примере Татарстана) // Slavica Helsingiensia. 2019. № 52. С. 152-159.Митрофанова А. В., Скорина И.А., Тарунтаева В.В.Отказ от политики мобилизованного лингвицизма и белорусское национальное самосознание // Политическая наука. 2024. № 1. С. 210-232.