Социология языка. Национальные и иностранные языки в системе образования Арефьев А.Л.Социология языка. Национальные и иностранные языки в системе образования / А.Л. Арефьев; под редакцией Г.В. Осипова – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2024 – 302 с. (Актуальные монографии) Текст: непосредственный ISBN 978-5-534-10802-6Размещена на сайте: 07.01.24Ознакомительная версия на сайте издательства URL: https://urait.ru/viewer/sociologiya-yazyka-nacionalnye-i-inostrannye-yazyki-v-sisteme-obrazovaniya-540243 (дата обращения 07.01.2025)Ссылка при цитировании:Арефьев А.Л. Социология языка. Национальные и иностранные языки в системе образования / А.Л. Арефьев; под редакцией Г.В. Осипова – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2024 – 302 с. (Актуальные монографии) Текст: непосредственный Sociology of language. National and foreign languages in the education system / A.L. Arefiev; edited by G.V. Osipova – 2nd ed., revised. and additional M.: Yurayt Publishing House, 2024 – 302 p. (Current monographs) Text: directАннотацияВ настоящем издании анализируется языковая политика Российской Федерации в образовании и тенденции изучения в российских школах и высших учебных заведениях ряда национальных и иностранных языков. Рассмотрены особенности российской и зарубежной практики социокультурной адаптации иностранных школьников. В приложении к книге даны статистические данные, иллюстрирующие текущую ситуацию по обучению на национальных языках и их изучение в качестве предмета в российских школах, а также данные по изучению иностранных языков в школах Российской Федерации. Книга предназначена студентам высших учебных заведений, аспирантам, преподавателям школ и вузов, а также всем, интересующимся вопросами языкознания.Ключевые слова:национальные языки иностранные языки образование national languages foreign languages education Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеСОДЕРЖАНИЕ Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Foreword . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Национальные языки и иностранные учащиеся в российской системе общего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Обучение детей из семей иностранных мигрантов в школах Москвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Российская и зарубежная практика языковой и социокультурной адаптации иностранных школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59 Тюркские языки в школах России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 О языках коренных малочисленных народов . . . . . . . . . . . . . . . . 78 Тенденции изучения немецкого языка в России . . . . . . . . . . . . . . 95 Преподавание китайского языка в российских школах . . . . . . . . . . 133 Китайский язык в российских вузах и русский язык в китайских учебных заведениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205 Изучение российскими студентами китайского языка в КНР. . . . . . . . 232 Российско-японское сотрудничество в образовании: языковой аспект. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285 Приложение 1. Показатели обучения на родном (нерусском) языке школьников из наиболее крупных коренных народов России в 2011/2012 и 2015/2016 учебных годах . . . . . . . . . . . . 285 Приложение 2. Показатели изучения родного (нерусского) языка как предмета школьниками из наиболее крупных коренных народов России в 2011/2012 и 2015/2016 учебных годах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 Приложение 3. Показатели изучения родного (нерусского) языка как предмета школьниками из малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России в 2015/2016 учебном году . . . . . . . . 289 Приложение 4. Распределение количества общеобразовательных учреждений с преподаванием английского, французского и немецкого языков в 2015/2016 учебном году, по федеральным округам и субъектам РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290 Приложение 5. Распределение числа школьников, изучавших английский, французский и немецкий языки в 2015/2016 учебном году, по федеральным округам и субъектам РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295 Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299 Новые издания по дисциплине «Социология языка» и смежным дисциплинам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Чередниченко Г. А., G.A. CherednichenkoThe Study of Foreign Languages AbroadRussian Education and Society, vol. 51, no. 4, April 2009, pp. 29-49.Арефьев А. Л.Об экспорте российского образования (интервью журналу «Education Export Magazine») // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 393-415. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9392Cherednichenko G. Educational tracks of Russian youth through education system (on state statistics 2000-2017) // Culture and Education: Social Transformations and Multicultural Communication. Program and book of abstracts of the Middle-Term Conference RC04 ISA. Moscow, Institute of Foreign Languages RUDN University, July 24-26th, 2019. P. 173-174.Арефьев А. Л.Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации. Статистический сборник / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — Выпуск 17 (2020). — Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2020. — 180 с.Чередниченко Г. А.Cherednichenko G. The Study of Foreign Languages Aboard. Mastery and Results // Russian Education and Society. 2009. Vol. 51, Issue 4. P. 29-49. URL: http://www.tandfonline.com/toc/mres20/51/4?nav=tocList