Мотивация школьника: барьеры и стимулы к активной самостоятельности Добрякова М.С., Юрченко О.В.Мотивация школьника: барьеры и стимулы к активной самостоятельности // Вопросы образования. 2024. № 1. С. 100–126.ISSN 1814-9545DOI: 10.17323/vo-2024-17074EDN: BQVZHEРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=65636785Размещена на сайте: 29.01.25Текст статьи на сайте журнала URL: https://vo.hse.ru/article/view/17074/18604 (дата обращения 29.01.2025)Ссылка при цитировании:Добрякова М.С., Юрченко О.В. Мотивация школьника: барьеры и стимулы к активной самостоятельности // Вопросы образования. 2024. № 1. С. 100–126. DOI: 10.17323/vo-2024-17074. EDN: BQVZHE.Dobryakova M.S., Yuirchenko O.V. Student Motivation: Barriers and Incentives for Agency. Educational Studies. 2024. No. 1. Pp. 100-126. DOI: 10.17323/vo-2024-17074.АннотацияУчителя и родители справедливо связывают академическую успешность ребенка с его мотивацией, при этом обычно трактуют последнюю как врожденную особенность и редко связывают ее возникновение или ослабление с характеристиками той среды, в которой ребенок действует. Однако проблемы с мотивацией - не диагноз, а симптом, указывающий на локализацию настоящего нарушения: на недостаточные или искаженные возможности для реализации учащимся его потребности в автономии. Проведено исследование с целью описать принцип анализа основных характеристик образовательного пространства школьника для обнаружения источника проблем с мотивацией. Объединяя теорию самодетерминации Э. Деси и Р. Райана с теорией фрейминга Б. Бернстейна, авторы показывают, как в ходе педагогического взаимодействия формируется автономия ребенка в отношениях контроля. Ее можно проследить и оценить по двум основным осям: в коммуникативных ролях (иерархических или горизонтальных) и в контексте (пространстве, времени, содержании занятий и их оценивании). На основе разработанной теоретической модели авторы предлагают схему диагностики для выявления источника проблем с мотивацией. Модель апробирована в качественном исследовании: проведено 77 полуструктурированных интервью с подростками и их родителями. На примере четырех кейсов (два примера жесткого и два примера мягкого фрейминга в учебе) представлен процесс диагностики проблем с мотивацией. Показано, что в случае жесткого фрейминга в школе нереализованная потребность в автономии приводит к тому, что ребенок «реализуется» в сфере внеучебной активности.Ключевые слова:мотивация школьника активная самостоятельность педагогическое взаимодействие автономия и контроль в педагогическом взаимодействии теория самодетерминации теория фрейминга learner motivation learner agency autonomy and control in pedagogical interaction self-determination theory Bernstein’s theory of pedagogic framing Рубрики: Социология образованияСоциальная структура и стратификацияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Пинчук А. Н., Тихомиров Д. А., Карепова С. Г.Учебная мотивация современных студентов: опыт кластерного анализа // Социальные и гуманитарные знания. 2023. Т. 9. № 2. С. 210-219.