Эстетика идентичности и историческая тема в экранных искусствах Андреев А.Л., Кузнецова Т.В.Эстетика идентичности и историческая тема в экранных искусствах // Общественные науки и современность. 2024. № 5. С. 60–71. ISSN 0869-0499DOI: 10.31857/S0869049924050051РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=79489356Размещена на сайте: 03.02.25 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Андреев А.Л., Кузнецова Т.В. Эстетика идентичности и историческая тема в экранных искусствах // Общественные науки и современность. 2024. № 5. С. 60–71. DOI: 10.31857/S0869049924050051.Andreev A.L., Kuznetsova T.V. Aesthetics of identity and historical themes in screen arts. Social Sciences and Contemporary World. 2024. No. 5. Pp. 60-71. DOI: 10.31857/S0869049924050051.АннотацияСтатья посвящена роли искусства в формировании исторического самосознания как основы российской идентичности. В аналитический аппарат теории идентичности предложено ввести новое понятие – «эстетика идентичности», которое позволяет раскрыть неисследованные аспекты идентичности, связанные с эмоционально-образной стороной социального мышления. Под этим углом зрения рассмотрена тематика российской экранной продукции, отмечены как ее творческие достижения, так и определенная ограниченность диапазона. В частности, утверждается, что российское кино сравнительно мало сделало для художественного осмысления эпохи, завершившей существование императорской России. Дефицит качественной экранной продукции, представляющей зрителю эстетически содержательные образы России периода поздней империи, связан с инерцией некоторых идеологически тенденциозных стереотипов советского времени. Несмотря на немалые достижения пореформенной и предреволюционной России, несмотря на значительный эстетический потенциал российской жизни того времени, запечатленной в живописи и художественной фотографии, современный экран пока пребывает в поисках эстетического ключа к этому важному периоду. Обоснован вывод, согласно которому без всестороннего освоения художественным мышлением эпохи поздней империи сложно рассчитывать на возникновение эстетической эмпатии, необходимой для понимания внутренней связанности российской истории и формирования полноценного чувства безусловной сопричастности ей.Ключевые слова:идентичность эстетика идентичности эстетическая эмпатия историческое самосознание история искусство экранные искусства identity aesthetics of identity aesthetic empathy history self-awareness art, screen arts Рубрики: Социология культурыВозможно, вам будут интересны другие публикации:Шеремет А. Н.Искусство как фактор интеграции и дезинтеграции в социальном пространстве // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – № 3. – С. 95-107.Шаповалова И. А.Научно-исследовательская деятельность субъектов образовательного процесса как условие развития художественного вуза // Журнал педагогических исследований. 2020. Т. 5. № 1. С. 3-7.Мануильский М. А.Идентичности в темпоральном пространстве диалога культур // Контуры будущего в контексте мирового культурного развития : XVIII Международные Лихачевские научные чтения, 17–19 мая 2018 г. — СПб. : СПбГУП, 2018. С. 435-436.Волков Ю. Г., Курбатов В. И.Региональная идентичность Юга России в формате маркеров различных уровней // Социология. – 2023. – № 5. – С. 98-105.Шеремет А. Н.Социальное искусство как фактор человеческого развития // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. – 2022. – № 4. – С. 89-93.