Малый бизнес в московском мегаполисе (часть 2) Воронов В.В., Никонов В.А.Малый бизнес в московском мегаполисе (часть 2) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2025. Т. 11. № 1 (41). С. 6–19.ISSN 2411-7897DOI: 10.21684/2411-7897-2025-11-1-6-19EDN: ZFCKERРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=80670466Размещена на сайте: 29.04.25Текст статьи на сайте журнала URL: https://vestnik.utmn.ru/sociology/vypuski/2025/-1-41/1287659/ (дата обращения 29.04.2025)Ссылка при цитировании:Воронов В.В., Никонов В.А. Малый бизнес в московском мегаполисе (часть 2) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2025. Т. 11. № 1 (41). С. 6–19. DOI: 10.21684/2411-7897-2025-11-1-6-19. EDN: ZFCKER.Voronov, V. V., & Nikonov, V. A. (2025). Small businesses in Moscow (part 2). Tyumen State University Herald. Social, Economic, and Law Research, 11(1), 6–19. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2025-11-1-6-19 DOI: 10.21684/2411-7897-2025-11-1-6-19.АннотацияСоциально-экономические изменения в российском обществе диктуют необходимость изучения не только теоретических, но и практических проблем адаптации и активности малого бизнеса в интересах страны и ее регионов. Актуальность исследования объясняется необходимостью анализа особенностей развития малого бизнеса на примере московского мегаполиса, как лидера среди российских регионов в области малого бизнеса. Научная новизна исследования состоит в утверждении, что для качественных новых положительных изменений необходимы продолжительный период развития модального сознания основных участников малого бизнеса и благоприятная внешняя и внутренняя среда предпринимательства. Влияние различных факторов на процессы развития малого бизнеса обосновано с позиции неоинституциональной методологии, предполагающей усиление роли человеческого фактора как основного экономического ресурса. Эмпирической основой исследования выступили проведенные авторами социологические опросы (количественные и качественные) среди основных участников малого бизнеса в Москве за последние десять лет. В результате исследования референтных групп малого бизнеса (подтверждаемых результатами других социологических исследований) выявлено, что государственное регулирование и поддержка малого бизнеса нуждаются в значительных изменениях для повышения социальной ответственности всех его акторов. Управление социально-экономическими процессами развития малого бизнеса в Москве также нуждается в преобразованиях с позиции усиления социальной справедливости для деятельности индивидуальных предпринимателей, других экономически активных граждан.Ключевые слова:малый бизнес работники малого бизнеса методы социологических опросов московский мегаполис барьеры и возможности small business small business workers methods of sociological surveys Moscow megapolis barriers and opportunities Рубрики: Региональная социологияЭкономическая социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Воронов В. В., Никонов В.А.Малый бизнес в московском мегаполисе (часть 1) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2024. Т. 10. № 3 (39). С. 6–29.Воронов В. В., Никонов В.А.Социальные возможности и барьеры малого бизнеса в столичном мегаполисе // Мониторинг правоприменения. 2024. № 3 (52). С. 81-90.Гибадуллин Р.В., Туракаев М. С.Социальные аспекты развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан: [монография] / Р. В. Гибадуллин, М. С. Туракаев; ФНИСЦ РАН. – М.– Уфа: ФНИСЦ РАН, 2019. – 245 с.Токсанбаева М. С.Toksanbaeva M.S. Advantages and Disadvantages of Employment in Russian Small Business. In: Proceeding of the International conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and cooperation”. Reports in English. January 27, 2021. Beijing, PRC . Scientific publishing house infinity, 2021. P. 11-17.Гнатюк А. Н.Перспективные пути в условиях финансово-экономического кризиса в современной России // Общество: социология, педагогика, психология. 2017. №5. С. 16-21.