Индекс миграционных намерений иностранных студентов в России Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Ларионов А.В., Валиахметов Р.М.Индекс миграционных намерений иностранных студентов в России // Университетское управление: практика и анализ. 2025. Т. 29. № 1. С. 45–55.ISSN 1999-6640DOI: 10.15826/umpa.2025.01.004EDN: AFNUDKРИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=82264808Размещена на сайте: 21.05.25Текст статьи на сайте журнала URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/1974 (дата обращения 21.05.2025)Ссылка при цитировании:Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Ларионов А.В., Валиахметов Р.М. Индекс миграционных намерений иностранных студентов в России // Университетское управление: практика и анализ. 2025. Т. 29. № 1. С. 45–55. DOI: 10.15826/umpa.2025.01.004. EDN: AFNUDK.Rostovskaya T.K., Skorobogatova V.I., Larionov A.V., Valiakhmetov R.M. Migration Intention Index of International Students in Russia. University Management: Practice and Analysis. 2025;29(1):45–55. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2025.01.004 DOI: 10.15826/umpa.2025.01.004.АннотацияРоссия традиционно входит в число стран-мировых лидеров по приему иностранных студентов. Численность иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, по итогам 2024 года оценивается в 389 тыс., в 2025 году эта цифра должна вырасти до 410 тыс. С учетом высокого качества подготовки на российских образовательных программах наиболее перспективные иностранные студенты в дальнейшем смогут найти работу на российском рынке и интегрироваться в российское общество. Для обеспечения возможности адресной интеграции иностранных студентов необходимо осуществлять регулярный мониторинг их миграционных намерений. Данный мониторинг предлагается осуществлять с помощью разработанного в настоящем исследовании индекса миграционных намерений иностранных студентов. Раскрытая в настоящем исследовании методика расчета индекса миграционных намерений позволяет комплексно учитывать факторы, влияющие на желание и возможность перспективного иностранного студента продолжать жить в России. В ходе исследования был составлен широкий перечень утверждений, проведена корреляционная оценка с целью исключения утверждений, демонстрирующих высокие отрицательные значения корреляции. Впоследствии была использована формула нормирования, позволяющая перевести индивидуальные значения индекса миграционных намерений в диапазон значений от 0 до 1. Данный диапазон выбран для легкости интерпретации полученных результатов оценки.В результате апробации методики оценки индекса миграционных намерений студентов были получены значения общего индекса миграционных намерений (0,68), а также отдельного индекса для мужчин (0,71) и женщин (0,65). Установлено, что респонденты-мужчины в выборке демонстрируют более высокий потенциал для продолжения жизни в России, чем женщины. Применение разработанного индекса позволяет оценивать потенциал удержания наиболее перспективных иностранных студентов в России. Предложенная методика расчета индекса миграционных намерений обладает значительным потенциалом для развития с учетом потребностей профильного органа власти. В частности, на практике можно увеличить количество утверждений, значимых для всестороннего мониторинга миграционных намерений иностранных студентов. Ключевые слова:демография образование миграция образовательная миграция миграционные намерения государственное управление demography education migration educational migration migration intentions public administration Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: Социология наукиВозможно, вам будут интересны другие публикации:Ростовская Т. К., Васильева Е. Н.Энциклопедия как информационный научный ресурс в области демографии // Информационное общество. 2025. № 1. С. 136-142.Ростовская Т. К., Багирова А.П., Ананченкова П.И.Российская демография в 2010—2020 гг.: наукометрический анализ по данным Elsevier // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30. № 4. С. 543—547.Рязанцев С. В., Храмова М. Н.Международный конгресс исследований Америки «200-летие Латинской Америки — глобализация, политические и социальные процессы во время пандемии» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 4. С. 207–216.Семенов Е. В., Чечёнкина Т.В.Страны БРИК в глобальной циркуляции научных кадров // Наука. Инновации. Образование. 2010. №9. С. 24-44.Согомонов А. Ю.Устойчивый университет (генезис концепции) // Ведомости прикладной этики. 2016. Вып. 48. С. 142-161.