Внутрироссийская образовательная миграция молодежи: привлекательность регионов для получения высшего образования



Ситковский А.М., Дождиков А.В.
Внутрироссийская образовательная миграция молодежи: привлекательность регионов для получения высшего образования // Образование и наука. 2025. Т. 27. № 6. С. 149-179.
ISSN 1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2025-6-149-179

Размещена на сайте: 06.06.25

Текст статьи на сайте журнала URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/4406 (дата обращения 06.06.2025)


Ссылка при цитировании:

Ситковский А.М., Дождиков А.В. Внутрироссийская образовательная миграция молодежи: привлекательность регионов для получения высшего образования // Образование и наука. 2025. Т. 27. № 6. С. 149-179. DOI: 10.17853/1994-5639-2025-6-149-179.
Sitkovskiy A.M., Dozhdikov A.V. Intra-Russian educational migration of youth: the attractiveness of regions for pursuing higher education. The Education and science journal. 2025;27(6):149-179. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-149-179 DOI: 10.17853/1994-5639-2025-6-149-179.

Аннотация

Введение. Внутрироссийская образовательная миграция молодежи актуальна в связи с необходимостью сбалансированного пространственного развития образовательной системы и повышения привлекательности региональных вузов. Отсутствие эффективной региональной образовательной политики ведет к неравномерному распределению молодежи и возникновению региональных диспропорций в доступности высшего образования. Цель исследования – типологизация российских регионов по характеру образовательной миграции молодежи с целью формирования научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию региональной образовательной политики и управлению миграционными потоками. Методология, методы и методики. В исследовании использованы статистические данные Росстата о внутрироссийских миграционных потоках молодежи за 2019–2023 гг., а также итоги «Всероссийской переписи населения–2020». Методика основывается на расчете миграционного сальдо для возрастных групп абитуриентов (17–18 лет) и выпускников вузов (20–23 года), а также на вычислении коэффициента возврата для разработки типологии регионов: доноров, акцепторов, транзитных, балансовых и замкнутых. Результаты. Выявлены устойчивые региональные различия в образовательной миграции: 45 регионов России выступают донорами (теряют молодежь), 12 число регионов – акцепторами (привлекают абитуриентов), 21 регион имеет сбалансированное положение, 2 – транзитное, еще 5 территорий характеризуются низкой миграционной активностью (замкнутые), по четырем новым территориям данные отсутствуют. Предложены числовые критерии и разработана типология регионов России по образовательной миграции молодежи. Научная новизна. Создана оригинальная методика типологизации регионов на основе миграционного сальдо и коэффициента возврата, позволяющая учитывать специфику внутрироссийской миграции молодежи для оценки региональной образовательной политики. Практическая значимость. Результаты могут использоваться органами государственного управления и вузами для корректировки образовательной политики, повышения привлекательности регионов и управления образовательными миграционными потоками молодежи.

Ключевые слова:

образовательная миграция миграционное сальдо регионы-доноры регионы-акцепторы балансовые регионы транзитные регионы замкнутые регионы коэффициент возврата региональная образовательная политика молодежь educational migration migration balance donor regions acceptor regions balanced regions transit regions closed regions return coefficient regional educational policy youth

Рубрики:

Социология образования
Социальная политика и управление



Возможно, вам будут интересны другие публикации: