Муниципальная реформа и распределение власти в руководстве малого российского города
Чирикова А.Е., Ледяев В.Г., Ледяева О.М.
Муниципальная реформа и распределение власти в руководстве малого российского города // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №4 . С. 7-16.
1810-0201
Размещена на сайте: 19.06.15
Ссылка при цитировании:
Municipal reform and the distribu-tion of power in administration of a small Russian town // Tambov University Review. Series: Humanities, 2015, №4, pp. 7-16
Аннотация
Реформа муниципальной власти привела к появлению нового для нашей локальной управленческой практики института сити-менеджеров. В результате возникли новые конфигурации власти в корпусе лидеров локальных сообществ. До реформы наиболее влиятельными акторами публичной власти в локальных сообществах были мэры (главы городов), которые избирались населением и руководили местными администрациями. В настоящее время ситуация стала менее определенной. Кто из руководителей городом сегодня реально наиболее влиятелен? Глава города или сити-менеджер? Ответ на данный вопрос не столько очевиден, как может показаться на первый взгляд. Большинство аналитиков полагает, что сити-менеджеры обладают бόльшим диапазоном возможностей по сравнению с главами городов в силу большего институционального ресурса. Однако значимость персоналистского фактора в российской политике может существенно корректировать, а в ряде ситуаций нивелировать институциональные (структурные) преимущества. Данные исследований показывают, что сити-менеджеры не обязательно становятся главными фигурами в городском политическом пространстве, особенно если им противостоят опытные избранные населением главы города. В эмпирическом исследовании В. Ледяева, А. Чириковой и Д. Сельцера, поведенном в 2011-2014 гг. было обнаружены разные конфигурации власти в городах, имеющих сити-менеджеров. В одном из городов явно доминировал сити-менеджер, в другом – глава города, возглавлявший местную легислатуру, тогда как руководитель исполнительной власти (сити-менеджер) фактически занимал позицию ведомого. Различия в структуре власти в городских сообществах во многом объясняют, почему институциональные реформы и нововведения не всегда обеспечивают реализацию целей реформаторов: неформальные практики часто оказываются более значимыми и эффективными и в большей степени определяют характер взаимодействия между ключевыми акторами локальной политики, чем нормативные ресурсы.
Ключевые слова:
власть в локальном сообществе городская политика сити-менеджер глава города ресурсы власти power in local community urban politics city-manager head of the town power resourcesОглавление
Рубрики:
Региональная социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Чирикова А. Е., Ледяев В.Г.
Власть в моногороде // Власть и элиты / Гл. ред. А.В. Дука. Т. 3. СПб.: Интер социс, 2016. — 256 с. С. 206-234. - Чирикова А. Е., Ледяев В.Г.
Власть в малых российских городах: модели взаимодействия исполнительной и представительной власти // Мир России. 2015. №3. С. 6-32. - Чирикова А. Е., Ледяев В.Г.
Крупный бизнес и власть в малом российском городе: должник, благодетель, партнер? // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 19 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М. : Новый Хронограф, 2021. – С .302-328. - Чирикова А. Е., Ледяев В.Г.
Власть в моногороде: векторы перемен // Вестник Пермского Университета. Серия: Политология. 2020. Т. 14. №2. С. 111-127. - Роговая А. В.
Проблемы развития малых городов России: практика реализации региональных стратегий // Мониторинг правоприменения. 2019. № 4(33). С. 56-64.