В максимально приближенном к потребностям практики учебнике описывается полный цикл действий по связям с общественностью (PR-действий), необходимых как в работе самих государственных и муниципальных организаций, так и при реализации подрядными организациями государственных и муниципальных информационно-коммуникационных проектов. Книга адресована профильным сотрудникам этих организаций, специалистам бизнес-структур и общественных формирований — исполнителям PR-проектов, студентам и преподавателям специальности «Реклама и связи с общественностью». Книга оперирует главным образом примерами конца первого — начала второго десятилетия XXI в. Ряд разделов книги вместе с методикой работы над ней предлагается массовой аудитории впервые. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Оглавление
Глава 1. PR как информационно-коммуникационная деятельность по обеспечению государственных интересов .................................................3
1.1. Актуальное понятие PR, их место и функция в государственной и рыночной деятельности ................................................................................................................................................ 3
1.2. PR — научная, учебная дисциплина и признанная государством профессия............. 9
1.3. Государственный PR в контексте мировых и российских социально- экономических реалий XXI в. .............................................................................................................15
Контрольные вопросы и задания .................................................................................................................21
Глава 2. Государственный PR как проектная деятельность ....................... 22
2.1. Принципы и последовательность планирования и реализации PR-кампаний .........22
2.1.1. RACE — глобальный подход к PR .....................................................................................22
2.1.2. PR в универсальной коммуникационной системе ...................................................25
2.1.3. Прикладной подход к организации проектной деятельности...........................28
2.2. Исследования для PR-проекта ...........................................................................................................31
2.2.1. Прикладные основы современной социологии ........................................................31
2.2.2. Репрезентативное социологическое исследование ...............................................35
2.2.3. Экспертные опросы .................................................................................................................47
2.2.4. Фокус-группы, глубинные интервью ...............................................................................50
2.2.5. Информационный аудит .......................................................................................................56
2.2.6. Коммуникационный аудит ...................................................................................................62
2.3. Разработка информационно-коммуникационной стратегии и рабочего плана ......65
2.3.1. Логика стратегического планирования .........................................................................65
2.3.2. Принципы и структура стратегического планирования .......................................67
2.3.3. От стратегии к рабочему плану .........................................................................................76
2.4. Подготовка проектной документации для государственного контракта ....................84
2.5. Измерение эффективности PR-деятельности .............................................................................93
2.5.1. Макропараметры, микропараметры, нормативные параметры .......................93
2.5.2. Измерения PR-эффекта, связанные с производством и использованием информационных продуктов .....................................................95
Контрольные вопросы и задания .................................................................................................................99
Кейсы к главе 2 ......................................................................................................................................... 100
Глава 3. Организационные структуры государственного PR .................. 101
3.1. PR-подразделения в органах власти и других государственных и муниципальных организациях ................................................................................................... 101
3.2. Специализированная PR-фирма — исполнитель государственных проектов ....... 122
3.3. Собственная служба по связям с общественностью и привлеченное PR-агентство: баланс функций ........................................................................................................ 125
Контрольные вопросы и задания .............................................................................................................. 129
Глава 4. Инструментарий государственного PR ......................................... 130
4.1. Медиарилейшнз .................................................................................................................................... 130
4.1.1. Структура построения медиарилейшнз ..................................................................... 130
4.3.2. Управление СМИ и информацией. Производство и смысловое позиционирование новостей для СМИ ...................................................................... 132
4.1.3. Информационный эталон .................................................................................................. 145
4.1.4. Взаимовлияние традиционных СМИ и Интернета: новые медиарилейшнз ....................................................................................................... 157
4.2. Интернет-коммуникации ................................................................................................................... 172
4.2.1. Web 1.0 — создание и продвижение интернет-сайтов ...................................... 173
4.2.2. Web 2.0 — активная, интерактивная, многосторонняя коммуникация ...... 177
4.2.3. Web 3.0 — от «простого» общения и «полуавтоматического» анализа к инновационным системам измерения и рекомендательным сервисам .................................................................................................................................... 204
4.3. Организация специальных событий ............................................................................................ 208
4.3.1. Событийный маркетинг ...................................................................................................... 208
4.3.2. Материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий и публикации в СМИ ................................... 222
4.3.3. Мероприятия для прессы .................................................................................................. 246 Контрольные вопросы и задания .............................................................................................................. 262
Кейсы к главе 4 ........................................................................................................................................ 262
Глава 5. PR-кампании ....................................................................................... 263
5.1. Виды информационно-пропагандистских кампаний: субъектный подход .............. 264
5.1.1. Кампании по продвижению территорий ................................................................... 264
5.1.2. Кампании по продвижению организаций ................................................................. 285
5.1.3. Кампании по персональному PR: контекст общественного статуса ............. 288
5.2. Виды информационно-пропагандистских кампаний: целевой (проектный) подход ........................................................................................................................................................ 299
Контрольные вопросы и задания .............................................................................................................. 308
Кейсы к главе 5 ........................................................................................................................................ 308
Глава 6. PR как демонстрация и реализация принципов открытости и доступности власти ....................................................................................... 309
6.1. Коммуникативный подход к власти — основа ее легитимности .................................. 309
6.2. Виды легитимности и нормы политической коммуникации как глобальные ориентиры для формирования государственных PR-посланий .................................... 313
6.3. PR-методы повышения уровня легитимности ........................................................................ 316
Контрольные вопросы и задания .............................................................................................................. 325
Отношения, которые стоит поддерживать ................................................. 326
Список использованной литературы ........................................................... 330
Рекомендуемая литература ........................................................................... 332
Глоссарий ........................................................................................................... 335