Экологическая культура в российском обществе как условие формирования экосознания и поведения подрастающего поколения



Иванова Л.Ю.
Экологическая культура в российском обществе как условие формирования экосознания и поведения подрастающего поколения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 1. С. 189-201. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.11
ISSN 1998-0698 (print); 2312-9816 (online)
DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.11
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=37028531

Размещена на сайте: 20.03.19

Текст статьи на сайте журнала URL: http://esc.isert-ran.ru/article/28081/full?_lang=ru (дата обращения 01.04.2019)


Ссылка при цитировании:

Иванова Л.Ю. Экологическая культура в российском обществе как условие формирования экосознания и поведения подрастающего поколения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 1. С. 189-201. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.11 DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.11.
Ivanova L.Yu. The environmental culture in the Russian society as a condition for building eco-consciousness and behavior of the younger generation. Economic and Social Changes: facts, Trends, Forecast, 2019, vol. 12, no. 1, pp. 189-201. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.11 DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.11.

Аннотация

Состояние окружающей среды во многом зависит от экологической культуры и экологического сознания населения. Особый интерес представляет изучение этих качеств у подрастающего поколения, что и определило актуальность темы исследования. Цель работы: сравнить отношение к важным экологическим проблемам современных шестнадцатилетних подростков и их сверстников, опрошенных 20 лет назад, а также проанализировать причины изменений, которые произошли в экологическом сознании и поведении подрастающего поколения за этот период. Новизна работы: впервые изучается динамика за два десятилетия обеспокоенности шестнадцатилетних подростков серьезными экологическими проблемами и их экологического поведения, а также анализируются причины произошедших изменений (снижение внимания к вопросам экологии со стороны государства и общества; школьный курс «Экология» перестал быть обязательным; СМИ не уделяют внимания тематике устойчивого развития). В исследовании использовался метод анкетирования. В 1996 г. опрос был проведен в трех, а в 2017 г. – в четырех регионах РФ. Исследование показало, что современные шестнадцатилетние подростки по сравнению с их сверстниками из 90-х годов прошлого века реже отмечают, что сорят на улицах и на природе, выбрасывая обертки и прочий мусор (т.е. культура поддержания чистоты повысилась); однако их участие в экологических движениях и организациях, как и прежде, остается на крайне низком уровне. Согласно полученным данным, несмотря на углубление экологического кризиса, за 20 лет сократилась доля подростков, выражающих серьезную обеспокоенность важными проблемами окружающей среды. В свете сказанного большую значимость приобретает организация просвещения населения в вопросах социальной экологии и особенно школьного экологического образования и образования в интересах устойчивого развития, в задачи которых входит формирование у подрастающего поколения понимания необходимости решения экологических проблем и снижения антропогенного давления на природное окружение, а также навыков улучшения экологической ситуации.

Ключевые слова:

подростки анкетный опрос динамика отношения обеспокоенность экологическими проблемами экологическое сознание экологическое поведение окружающая среда вред здоровью adolescents questionnaire survey attitude performance concern about environmental problems eco-consciousness eco-behavior environment harm to h health

Рубрики:

Экосоциология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: