Вуз вне системы профессиональной подготовки специалистов как итог многолетних реформ российского высшего образования



Щербина В.В., Попова Е.П.
Вуз вне системы профессиональной подготовки специалистов как итог многолетних реформ российского высшего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. С. 622-635.
ISSN 2313-2272
DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-622-635
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43934966

Размещена на сайте: 16.10.20

Текст статьи на сайте журнала URL: http://journals.rudn.ru/sociology/article/view/24541 (дата обращения 16.10.2020)


Ссылка при цитировании:

Щербина В.В., Попова Е.П. Вуз вне системы профессиональной подготовки специалистов как итог многолетних реформ российского высшего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. С. 622-635. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-622-635.
Shcherbina V.V., Popova E.P. University outside the system of professional training as a result of many years of reforms in the Russian higher education. RUDN Journal of Sociology, 2020, Vol. 20, No 3, pp. 622-635, doi: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-622-635 DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-622-635.

Аннотация

Статья посвящена проблеме радикального изменения результатов деятельности российских вузов за последние 30-35 лет, приведшего к растущему дисбалансу между структурой, количеством и качеством производимых вузами кадров и потребностью работодателей в профессионалах высокой квалификации. Авторы считают, что это изменение было вызвано: а) разрушением советской системы высшего образования; б) ее переводом на западные модели организации; в) унификацией вузов и сведением их разнообразия к единой модели; г) переводом вузов на двухуровневую систему обучения (бакалавр - магистр); д) предоставлением вузам права формировать образовательные программы и зарабатывать деньги на их реализации, принимая абитуриентов, не соответствующих уровню подготовки. Эти процессы привели к значительному увеличению числа вузов, подготовка в которых ведется вне связи с объективной социальной потребностью в квалифицированных кадрах. Вуз перестал быть заключительным звеном в системе профессиональной подготовки кадров - деятельности, где заказчиком выступало либо государство, либо организации-работодатели. Вуз стал организацией, оказывающей образовательные услуги студенту и его родителям. Изменения системы высшего образования в этом направлении уже привело к невостребованности большого количества выпускников на рынке труда и к попыткам крупных работодателей готовить специалистов, не прибегая к услугам вузов. Система высшего образования в этом виде не только не выполняет свои социальные функции, но и является расточительной, порождает избыток формальных носителей высшего образования, для которых нет места в реальной экономике. Авторы связывают развитие системы высшего образования с выделением небольшого числа вузов и дифференциацией их на группы в соответствии с предстоящими видами деятельности выпускников (академически-исследовательская, проектно-технологическая/конструкторская, педагогическая и др.), а также с обоснованными прогнозами потребностей работодателей.

Ключевые слова:

результат деятельности вуза организационная специфика вуза заказчики и потребители результатов деятельности вуза качественная подготовка высококвалифицированных кадров качество образования product of university’s activities organizational specifics of university customers and consumers of the university work results high-quality training of highly qualified personnel quality of education

Рубрики:

Социология
Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: