Память учащейся молодежи о Великой Отечественной войне: общее и особенное



Устинкин С.В., Данилова Н.М., Куконков П.И.
Память учащейся молодежи о Великой Отечественной войне: общее и особенное // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 18 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2020. С. 299-330.

Глава из книги: Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 18 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2020. – 592 с.
ISBN 978-5-94881-487-2
DOI: 10.19181/ezheg.2020.13

Размещена на сайте: 05.11.20

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Устинкин С.В., Данилова Н.М., Куконков П.И. Память учащейся молодежи о Великой Отечественной войне: общее и особенное // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 18 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2020. С. 299-330. DOI: 10.19181/ezheg.2020.13.

Аннотация

Изменения в российском обществе, прошедшие в последние три десятилетия, определяют противоречивость процесса социализации подрастающего поколения. Размытость представлений о типе личности, востребованной обществом и государством, во многом определяет хаотичность процесса формирования ценностных ориентаций молодежи, протекающего под воздействием случайных, апорой и разнонаправленных факторов. Изменение объективных условий жизнедеятельности в современном российском обществе ведет к существенному усложнению процессов социального самоопределения, формированию проблемной идентичности различных молодежных групп. Внимание авторов статьи сосредоточено на выявлении локально-территориальных и социокультурных особенностей памяти о Великой Отечественной войне учащейся молодежи крупных региональных центров Приволжского федерального округа. Динамика этого процесса анализируется на основании данных, полученных в ходе исследований исторической памяти учащейся молодежи Нижегородской области и городов Приволжского федерального округа в 2005–2015 гг. Приволжским филиалом ФНИСЦ РАН и НГУ, а также данных всероссийского социологического исследования РОС, проведенного в 2020 г. Авторы статьи обосновывают вывод о том, что структура исторической памяти учащейся молодежи весьма избирательна, нередко без достаточных оснований фиксирует внимание на одних событиях и игнорирует другие, способствуя мифологизации исторического сознания, дезориентируя его и создавая благоприятную почву для возникновения и усиления социальной деструкции. Убедителен вывод авторов о том, что без специальных усилий общества, государства, институтов образования, направленных на формирование исторического сознания учащейся молодежи, нельзя сохранить отношение к Великой Отечественной войне, как знаковому событию в мировой и отечественной истории.

Ключевые слова:

великая отечественная война учащаяся молодежь ценностные ориентации историческое сознание историческая память регион проблемная идентичность great patriotic war young students values historical consciousness historical memory region problematic identity

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: