«Антропологическая парадигма» и парадигматический метод: частная и общая природы в трактате Леонтия Византийского Contra Nestorianos et Eutychianos и школьная неплатоническая философия (I) ...



Ноговицин О.Н.
«Антропологическая парадигма» и парадигматический метод: частная и общая природы в трактате Леонтия Византийского Contra Nestorianos et Eutychianos и школьная неплатоническая философия (I) // Платоновские исследования. 2020. Т. 12. № 1. С. 190-213.
ISSN 2410-3047
DOI: 10.25985/PI.12.1.09
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=42993824

Размещена на сайте: 18.03.21

Текст статьи на сайте журнала URL: http://pinvestigations.ru/content/Archive/issue.aspx?isid=1&arid=11 (дата обращения 18.03.2021)


Ссылка при цитировании:

Ноговицин О.Н. «Антропологическая парадигма» и парадигматический метод: частная и общая природы в трактате Леонтия Византийского Contra Nestorianos et Eutychianos и школьная неплатоническая философия (I) // Платоновские исследования. 2020. Т. 12. № 1. С. 190-213. DOI: 10.25985/PI.12.1.09.
Nogovitsyn O.N. “Antropological paradigm” and paradigmatic method: particular and common nature in the treatise of Leontius of Byzantium Contra Nestorianos et Eutychianos and the Neoplatonic commentary tradition (I). Platonic Investigations, 2020, Vol. 12. No. 1, pp. 190-213. DOI: 10.25985/PI.12.1.09.

Аннотация

В статье предложена развернутая интерпретация трактата Леонтия Византийского Contra Nestorianos et Eutychianos и показано, что почти весь текст трактата представляет собой демонстрацию антропологической парадигмы, т.е. доказательство на примере двусоставной природы каждого человека, включающей душу и тело, двусоставности ипостаси Христа, включающей в качестве своих частей божество и человечество, в контексте догматической полемики с монофизитами (последователями Севира Антиохийского) и несторианами. Интерпретация построена на основе применения парадигматического метода, характерного для школ неоплатонической комментаторской традиции, к тексту трактата. Для этого с опорой на релевантные тексты Аристотеля и сохранившиеся тексты неоплатонических комментариев (Аммония Александрийского, Иоанна Филопона, Давида) дан комплексный анализ логической структуры и риторического контекста функционирования доказательства посредством παράδειγμα (примера). Продемонстрировано, что Леонтий Византийский, вероятнее всего, непосредственно ориентировался на эту модель доказательства и строил свою критику оппонентов, исходя из основных принципов его экспликации. В связи с этим показано, что Леонтий строго в соответствии с характером парадигматического метода, предполагающего частный характер всех логических элементов, составляющих малый крайний термин (πρωτότυπον Христа) и пример (παράδειγμα человека) в доказательстве посредством παράδειγμα, рассматривает части в ипостаси каждого человека (душу и тело) и в ипостаси Христа (Слово и человека) в качестве частных, индивидуальных природ. Коль скоро в исследовательской литературе последних десятилетий, посвященной трактату Contra Nestorianos et Eutychianos, до сих пор не установился научный консенсус относительно того, понимать ли божество и человечество во Христе в данном тексте как общую или как частную природы, представленная в статье интерпретация предоставляет весомые аргументы в пользу второй позиции.

 

Ключевые слова:

антропологическая парадигма доказательство посредством via paradeigma
леонтий византийский
христология anthropological paradigm argument via paradeigma leontius of byzantium сhristology

Оглавление

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: