«Антропологическая парадигма» и парадигматический метод: частная и общая природы в трактате Леонтия Византийского Contra Nestorianos et Eutychianos и школьная неплатоническая философия (II) ...



Ноговицин О.Н.
«Антропологическая парадигма» и парадигматический метод: частная и общая природы в трактате Леонтия Византийского Contra Nestorianos et Eutychianos и школьная неплатоническая философия (II) // Платоновские исследования. 2020. Т. 13. № 2. С. 174-208
ISSN 2410-3047
DOI: 10.25985/PI.13.2.08
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=44383954

Размещена на сайте: 18.03.21

Текст статьи на сайте журнала URL: http://pinvestigations.ru/content/Archive/issue.aspx?isid=0&arid=9 (дата обращения 18.03.2021)


Ссылка при цитировании:

Ноговицин О.Н. «Антропологическая парадигма» и парадигматический метод: частная и общая природы в трактате Леонтия Византийского Contra Nestorianos et Eutychianos и школьная неплатоническая философия (II) // Платоновские исследования. 2020. Т. 13. № 2. С. 174-208 DOI: 10.25985/PI.13.2.08.
Nogovitsyn O.N. “Antropological paradigm” and paradigmatic method: particular and common nature in the treatise of Leontius of Byzantium Contra Nestorianos et Eutychianos and the Neoplatonic commentary tradition (II). Platonic Investigations, 2020, Vol. 13. No. 2, pp. 174-208. DOI: 10.25985/PI.13.2.08.

Аннотация

В статье предложена развернутая интерпретация трактата Леонтия Византийского Contra Nestorianos et Eutychianos и показано, что почти весь текст трактата представляет собой демонстрацию антропологической парадигмы, т.е. доказательство на примере двусоставной природы каждого человека, включающей душу и тело, двусоставности ипостаси Христа, включающей в качестве своих частей божество и человечество, в контексте догматической полемики с монофизитами (последователями Севира Антиохийского) и несторианами. Интерпретация построена на основе применения парадигматического метода, характерного для школ неоплатонической комментаторской традиции, к тексту трактата. Для этого с опорой на релевантные тексты Аристотеля и сохранившиеся тексты неоплатонических комментариев (Аммония Александрийского, Иоанна Филопона, Давида) дан комплексный анализ логической структуры и риторического контекста функционирования доказательства посредством παράδειγμα (примера). Продемонстрировано, что Леонтий Византийский, вероятнее всего, непосредственно ориентировался на эту модель доказательства и строил свою критику оппонентов, исходя из основных принципов его экспликации. В связи с этим показано, что Леонтий строго в соответствии с характером парадигматического метода, предполагающего частный характер всех логических элементов, составляющих малый крайний термин (πρωτότυπον Христа) и пример (παράδειγμα человека) в доказательстве посредством παράδειγμα, рассматривает части в ипостаси каждого человека (душу и тело) и в ипостаси Христа (Слово и человека) в качестве частных, индивидуальных природ. Коль скоро в исследовательской литературе последних десятилетий, посвященной трактату Contra Nestorianos et Eutychianos, до сих пор не установился научный консенсус относительно того, понимать ли божество и человечество во Христе в данном тексте как общую или как частную природы, представленная в статье интерпретация предоставляет весомые аргументы в пользу второй позиции.

Ключевые слова:

антропологическая парадигма доказательство посредством π α ρ δ ε ι γ μ леонтий византийский христология anthropological paradigm argument via paradeigma leontius of byzantium сhristology

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: