Журнал: Гуманитарий Юга России

Титаренко Л. Г.
Специфика рисков гуманитарной безопасности страны, связанных с особенностями восприятия студенчеством современных технологических инноваций

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.2.1. EDN: XDCGTI

Титаренко Лариса Григорьевна
Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Титаренко Л. Г. Специфика рисков гуманитарной безопасности страны, связанных с особенностями восприятия студенчеством современных технологических инноваций // Гуманитарий Юга России. 2024. Том. 13. № 2. С. 15-25.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.2.1. EDN: XDCGTI

Рубрика:

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

Выражение признательности

Статья подготовлена при финансовой поддержке Государственной программы научных исследований Республики Беларусь «Общество и гуманитарная безопасность Белорусского государства» (№ госрегистрации 20211892, договор № 696/97).

Аннотация:

Цель исследования – выявить и описать основные риски гуманитарной безопасности, связанные с цифровой трансформацией белорусского общества и ее неоднозначными последствиями. В статье показано, что любое ослабление воспитательно-идеологического воздействия на студенчество со стороны учебных заведений и уменьшение роли изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла может приводить к недооценке молодежью ценностей культуры своего общества, росту ее отчуждения от среднего и старшего поколения в нашем обществе. Методологическую базу исследования составляют положения теории цифровой трансформации общества и четвертой промышленной революции (М. Кастельс, К. Шваб), теории «общества риска» (У. Бек, О. Яницкий), включая ее приложение к молодому поколению (Ю. Зубок), теории «общества знаний» (Н. Стер) и концепции цифровизации общества и образования (П. Норрис, А. Вербицкий). Результаты исследования показывают, что инновационный процесс цифровой трансформации является сложным и противоречивым, а его социальные последствия двойственны. Молодому поколению студенчества далеко не всегда понятно, сколько рисков и угроз может быть связано с цифровизацией разных сфер жизни, включая образование. Они рассчитывают на будущее карьерное продвижение благодаря знаниям цифровых технологий, на расширение возможностей досуга и рост свободы действия и не задумываются о негативных возможностях воздействия цифровых технологий на здоровье, окружающую среду, образ жизни. Свойственная студентам абсолютизация позитивных возможностей цифровой трансформации имеет оборотную сторону, которая заключается в недопонимании цифровых и иных рисков современных технологических инноваций, недооценке гуманитарных ценностей общества, непреднамеренном формировании технократического мировосприятия. Перспективы исследования. Проблемы рисков гуманитарной безопасности молодого поколения страны, связанных с противоречивым развитием цифровой трансформации, состоят в продолжении теоретической разработки концепции современных рисков для общества в условиях новых вызовов, а также в сборе нового эмпирического материала, который позволил бы оценивать эти риски для каждой социальной группы общества в динамике.

Ключевые слова:

цифровые технологии; инновационное развитие общества; гуманитарные риски цифровизации; студенчество; система высшего образования

Литература:

  • 1. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну / У. Бек; пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. – Москва: Прогресс-Традиция, 2000. – 383 с.
  • 2. Бенанав А. Автоматизация и будущее труда / А. Бенанав // Экономическая социология. – 2022. –Т. 23. – № 3. – С. 92–108.
  • 3. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А. А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – № 1(6). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019. (дата обращения: 12.11.2023).
  • 4. Волков Ю. Г. Социокультурные травмы современного российского общества / Ю. Г. Волков // Социологические исследования. – 2022. – № 3. – С. 13–23.
  • 5. Звездкин Н. М. Национальная патриотическая культура: тенденции и направления развития / Н. М. Звездкин // Белорусская думка. –2023. – № 11. – С. 89–96.
  • 6. Зубок Ю. А. Риск в социальном развитии молодежи / Ю. А. Зубок // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 1. – С. 147–162.
  • 7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / М. Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. – Москва: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
  • 8. Лазаревич А. А. Становление информационного общества. Коммуникационно-эпистемологические и культурно-цивилизованные основания / А. А. Лазаревич. – Минск: Белорусская наука, 2015. – 689 с.
  • 9. Стрекалова Н. Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование / Н. Б. Стрекалова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2019. – Т. 25, № 2. – С. 84–88. – DOI 10.18287/2542-0445-2019-25-2-84-88.
  • 10. Татаринцева Р. И. Дистанционный формат обучения: вопросы остаются / Р. И. Татаринцева // Гуманитарий Юга России. – 2023. – Т. 12, № 3. – С. 106–121. – DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.3.9.
  • 11. Титаренко Л. Г. Цифровизация обучения: восприятие студентами дистанционного обучения и рисков / Л. Г. Титаренко // Вопросы философии. – 2023. – № 1. – С. 115–124. – DOI 10.21146/0042-8744-2023-1-115-124.
  • 12. Титаренко Л. Г. Цифровизация обучения: движущая сила модернизации системы высшего образования или гуманитарная угроза? / Л. Г. Титаренко // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. – 2022. – 1. – C. 33–41. – DOI: https://doi.org/10.33581/2521-6821-2022-1-33-41
  • 13. Титаренко Л. Г. Цифровизация обучения: движущая сила модернизации системы высшего образования или гуманитарная угроза? / Л. Г. Титаренко // Журнал БГУ. Социология. – 2022. – №1. – С. 58–69.
  • 14. Тоффлер Э. Третья волна / Э.Тоффлер. – Москва: АСТ, 2004. – 781 с.
  • 15. Тощенко Ж. Т. Общество травмы: между эволюцией и революцией (опыт теоретического и эмпирического анализа / Ж. Т. Тощенко. – Москва: Весь Мир, 2020. – 352 с.
  • 16. Чернавин Ю. А. Цифровое общество: теоретические контуры складывающейся парадигмы / Ю. А. Чернавин // Цифровая социология. – 2021. – Т. 4, № 2. – С. 4–12.
  • 17. Шевченко О. М. Цифровое неравенство в современном российском обществе: уровни и социальные последствия / О. М. Шевченко // Гуманитарий Юга России. – 2023. – Т. 12, № 1(59). – С. 54–65.
  • 18. Шваб К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб. – Минск: Эксмо АСТ, 2016. – 208 с.
  • 19. Яницкий О. Н. Социология риска / О. Н. Яницкий. – М.: Изд-во LVS, 2003. – 192 c.
  • 20. Castells M. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business, and Society / M. Castells. – Oxford: Oxford University Press, 2002. – 304 p.
  • 21. Jones M. O. Digital Authoritarianism in the Middle East: Deception, Disinformation, and Social Media / М. Jones. – Oxford: Oxford University Press, 2022. – 272 p.
  • 22. Norris P. Digital Divide: Civic Engagement, Information Poverty, and the Internet Worldwide / P. Norris. – Cambridge: Cambridge University Press, 2001. – 330 р.
  • 23. Stehr N. Knowledge Societies / N. Stehr. – London: Sage, 1994. – 304 p.

Сведения об авторах


Титаренко Лариса Григорьевна
Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь
Доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 13. № 2.
>> Архив журнала