Журнал: Управление наукой: теория и практика

Артюхин М. И., Щурок Э. М., Пушкевич С. А.
Система послевузовского образования в Республике Беларусь: особенности институционализации и основные тенденции развития

DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.2.2

Артюхин Михаил Иванович
Институт социологии Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь
Щурок Элла Михайловна
Институт социологии Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь
Пушкевич Сергей Александрович
Институт социологии Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Артюхин М. И., Щурок Э. М., Пушкевич С. А. Система послевузовского образования в Республике Беларусь: особенности институционализации и основные тенденции развития // Управление наукой: теория и практика. 2021. Том. 3. № 2. С. 40-56.
DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.2.2

Рубрика:

Механизмы и инструменты государственного управления научно-технологической сферой

Аннотация:

В статье рассмотрены особенности системы послевузовского образования в Республике Беларусь, характерные черты её институционализации как уровня образования и основные тенденции её развития. Показано, что трансформация послевузовского образования в постсоветский периодимела эволюционный характер и не привела к радикальному отказу от советской модели двухуровневой ступени – аспирантура и докторантура – и учёных степеней кандидата и доктора наук, как это случилось в Казахстане. Проведён анализ динамики основных показателей деятельности республиканской аспирантуры и докторантуры за период 2015–2019 гг. Определено, что ведущие позиции в сфере подготовки научных кадров высшей квалификации принадлежат организациям Министерства образования. И напротив, НАН Беларуси теряет свою лидирующую роль в кадровом обеспечении инновационного развития экономики страны. Отмечено, что в системе послевузовского образования не преодолены диспропорции в отраслевой специализации обучающихся в республиканской аспирантуре и докторантуре в соответствии с приоритетными направлениями науки и технологий. Сделан вывод о необходимости разработки комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности системы послевузовского образования, расширение подготовки научных кадров высшей квалификации для развития высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI технологическим укладам экономики, усиления кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями в целях решения проблемы кадрового обеспечения организаций отраслевой науки.

Литература:

  • 1. Сутурин А. К. Применение автоматизированной информационно-аналитической системы мониторинга подготовки научных работников высшей квалификации для анализа динамики развития послевузовского образования в Республике Беларусь / А. К. Сутурин, Н. А. Никоненко // Цифровая трансформация. 2018. № 2 (3). С. 54–57.
  • 2. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: Статистический сборник. Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. 125 с.
  • 3. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2019 года: Аналитический доклад / Под ред. А. Г. Шумилина, В. Г. Гусакова. Минск : ГУ «БелИСА», 2020. 396 с.

Сведения об авторах


Артюхин Михаил Иванович
Институт социологии Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь
Кандидат философских наук, доцент, заведующий Центром мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров

Щурок Элла Михайловна
Институт социологии Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь
Научный сотрудник Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров

Пушкевич Сергей Александрович
Институт социологии Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь
Научный сотрудник Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 3. № 2.
>> Архив журнала