Журнал: Управление наукой: теория и практика

Акоев М. А., Валеева М. В., Яблоков Е. Б.
Концентрация человеческого капитала в исследовательских университетах как основа конкурентоспособности образовательных систем и её отражение в глобальных рейтингах университетов

DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.2.6

Акоев Марк Анатольевич
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
Валеева Марина Владимировна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
Яблоков Егор Борисович
E-kvadrat Consulting & Media GmbH, Берлин, Германия


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Акоев М. А., Валеева М. В., Яблоков Е. Б. Концентрация человеческого капитала в исследовательских университетах как основа конкурентоспособности образовательных систем и её отражение в глобальных рейтингах университетов // Управление наукой: теория и практика. 2021. Том. 3. № 2. С. 137-160.
DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.2.6

Рубрика:

Наука в зеркале наукометрии

Аннотация:

Статья предлагает подход к оценке роли исследовательских университетов в национальном научно-технологическом развитии. Авторами проведён анализ уровня концентрации человеческого капитала в ведущих исследовательских университетах мира и их вклада в формирование нового научного знания. Показано, что правительства многих государств в последние десятилетия работают над формированием национальных сетей конкурентоспособных исследовательских университетов мирового уровня в рамках программ академического превосходства. Проанализирован опыт Франции (COMUE), Германии (Excellence Strategy), Республики Кореи (Brain Korea) и Китая (Double First World Class). Показано, что ключевые глобальные рейтинги университетов базируются на модели исследовательского университета, а изменения в них отражают усилия национальных правительств по концентрации человеческого капитала в ведущих исследовательских вузах. На примере оценки экономической эффективности университетов Russell Group (Великобритания) продемонстрировано влияние третьей миссии университета на национальную экономику и общество. Ведущие исследовательские университеты рассматриваются как основа для обеспечения перспективных потребностей национальной экономики в кадрах высокой квалификации, новом научном знании, технологиях и инновациях, которые необходимы для ускорения темпов научно-технологического и социально-экономического развития.

Литература:

  • 1. Johnes, J. (2018). University rankings: What do they really show? Scientometrics. Vol. 115, No. 1. Pp. 585–606. DOI: 10.1007/s11192-018-2666-1.
  • 2. Tasopoulou, K. and Tsiotras G. (2017). Benchmarking towards excellence in higher education. Benchmarking: An International Journal. Vol. 24, No. 3. Pp. 617–634. DOI: 10.1108/BIJ-03-2016-0036.
  • 3. Selten, F., Neylon, C., Huang, C.-K. and Groth, P. (2020). A longitudinal analysis of university rankings. Quantitative Science Studies. Vol. 1, No. 3. Pp. 1109–1135. DOI: https://doi.org/10.1162/qss_a_00052.
  • 4. Salmi, J. (2016). Excellence Initiatives to Create World-Class Universities. International Higher Education. No. 87. DOI: 10.6017/ihe.2016.87.9506.
  • 5. Altbach, P. G. (2012). The Globalization of College and University Rankings. Change: The Magazine of Higher Learning. Vol. 44, No. 1. Pp. 26–31. DOI: https://doi.org/10.1080/00091383.2012.636001.
  • 6. Olcay, G. A. and Bulu, M. (2017). Is measuring the knowledge creation of universities possible? A review of university rankings. Technological Forecasting and Social Change. Vol. 123. Pp. 153–160. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2016.03.029.
  • 7. Vernon, M. M., Balas, E. A. and Momani, S. (2018). Are university rankings useful to improve research? A systematic review. PLOS ONE. Vol. 13, No. 3. P. e0193762. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0193762.
  • 8. Erkkil?, T. and Piironen, O. (2020). Trapped in university rankings: bridging global competitiveness and local innovation. International Studies in Sociology of Education. Vol. 29, No. 1–2. Pp. 38–60. DOI: https://doi.org/10.1080/09620214.2019.1634483.
  • 9. Salmi, J. (2009). The Challenge of Establishing World-class Universities. World Bank Publications. 136 p. ISBN: 978-0-8213-7876-2.
  • 10. Musselin, C. (2018). New forms of competition in higher education1. Socio-Economic Review. Vol. 16, No. 3. Pp. 657–683. DOI: 10.1093/ser/mwy033.
  • 11. Rauhvargers, A. (2013). Global university rankings and their impact: report 2. Brussels: European University Association. ISBN: 978-90-78997-41-2.
  • 12. Hazelkorn, E. (2015). Rankings and the Reshaping of Higher Education: The Battle for World-Class Excellence. Palgrave Macmillan UK. DOI: https://doi.org/10.1057/9781137446671.
  • 13. Wihlborg, M. and Robson, S. (2018). Internationalisation of higher education: drivers, rationales, priorities, values and impacts. European Journal of Higher Education. Vol. 8, No. 1. Pp. 8–18. DOI: https://doi.org/10.1080/21568235.2017.1376696.
  • 14. Economic Impact of Russell Group Universities. (2017). London: London Economics. 63 P. URL: https://russellgroup.ac.uk/news/economic-impact-of-russell-group-universities/ (accessed 10.05.2020).
  • 15. HESA – Experts in higher education data and analysis. URL: http://web.archive. org/web/20210426095617/https://www.hesa.ac.uk/ (accessed 26.04.2021).
  • 16. Education at a Glance 2020: OECD Indicators (2020). Paris: OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/69096873-en.
  • 17. Loi relative ? l’enseignement sup?rieur et ? la recherche. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT000027735009/ (дата обращения: 02.12.2020).
  • 18. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017: The digital transformation (2017). Paris: OECD Publishing. http://dx.doi.org/10.1787/9789264268821-en.
  • 19. The Global Innovation Index 2020: Who Will Finance Innovation? (2020). Ithaca, Fontainebleau, and Geneva: Cornell University, INSEAD, and WIPO. ISBN 978-2-38192-000-9.

Сведения об авторах


Акоев Марк Анатольевич
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
Заведующий лабораторией наукометрии

Валеева Марина Владимировна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории наукометрии

Яблоков Егор Борисович
E-kvadrat Consulting & Media GmbH, Берлин, Германия
Директор E-kvadrat Consulting & Media GmbH

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 3. № 2.
>> Архив журнала