Журнал: Наука. Культура. ОбществоЙованович Айзенхаммер Н.Умеренно-ориентальное прочтение (рецепция) ислама в работах Макса Вебера DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2021.27.3.3 Йованович Айзенхаммер Наташа Белградский университет, Белград, Сербия Ссылка при цитировании: Йованович Айзенхаммер Н. Умеренно-ориентальное прочтение (рецепция) ислама в работах Макса Вебера // Наука. Культура. Общество. 2021. Том. 27. № 3. С. 26-34.DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2021.27.3.3Рубрика: Социология религииАннотация: Данная работа посвещена видению Максом Вебером ислама как религии, которая породила воинов на Аравийском полуострове в VII веке, а также, в качестве логического продолжения, анализу данной интерпретации посредством теоретического подхода Эдварда Саида, то есть посредством теоретического ориентального подхода. В первой части работы представлены аспекты анализа ислама по Веберу, которые необходимо принимать во внимание, особенно в контексте компаративной теологии, то есть в свете рассмотрения особенностей ислама на фоне других мировых религий. Во второй части работы рассмотрена концепция ориентализма Саида и дан собственный апробированный теоретический подход в рамках умеренного ориентализма, который, по мнению авторов, является важным концептуальным коррективом, который может способствовать лучшему пониманию и анализу различных ориентальных дискурсов, в том числе и дискурса Вебера. Принимая во внимание то, что речь идет о возможно самом влиятельном классике социологии, в случае социологии религии, очень важно критически подойти к анализу его понимания ислама для того, чтобы мы определили, какие из его выводов значимы для социологии религии и социологии ислама и сегодня, а какие из его гипотез мы можем отнести к некому виду редукционизма или ориентализма.Ключевые слова: Макс Вебер; ислам; ориентализм; военный ethos; социология религииЛитература:1. Turner, B. (1998) Max Weber Classic Monographs. Volume VII: Weber and Islam. London and NewYork : Routledge. 212 p.2. Turner, B. (2010) Islam, capitalism and the Weber theses. The British Journal of Sociology. Vol. 61. No 1. P. 147–160. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468-4446.2009.01243.x.3. Max Weber and Islam (1999) Ed. by T. Huff & W. Schluchter. New Brunswick, N.J. : Transaction Publ.. P. 332.4. Salvatore, A. (1996) Beyond Orientalism? Max Weber and the Displacements of ‘Essentialism’ in the Study of Islam. Arabica.Vol. 43. No 3. P. 457-485. DOI: https://doi.org/10.1163/1570058962582723.5. Farris, S. (2010) An ‘Ideal Type’ Called Orientalism – Selective Affinities between Edward Said and Max Weber. Interventions: International Journal of Postcolonial Studies. Vol. 12. No 2. P. 265–284. DOI: https://doi.org/10.1080/1369801X.2010.489701.6. Farris, S. (2013) Max Weber’s Theory of Personality: Individuation, Politics and Orientalism in the Sociology of Religion. Leiden, Boston : Brill. 229 p. ISBN 978-1608464166.7. Bashier, S. (2011) The Long Shadow of Max Weber: The Notion of Transcendence and the Spirit of Mystical Islam. Journal of Levantine Studies. No 1. P. 129–151.8. Sukidi (2006) Max Weber’s Remarks on Islam: The Protestant Ethic among Muslim Puritans. Islam and Christian-Muslim Relations. Vol. 17. No 2. P. 195-205. DOI: https://doi.org/10.1080/09596410600604484.9. Tenbruck, F. (1980) The Problem of thematic unity in the works of Max Weber. British Journal of Sociology.Vol. 31. No 3. P. 316–351.10. Veber, M. (2011) Protestantska etika i duh kapitalizma. Novi Sad : Mediterran Publ. 226 s.11. Weber, M. (1951) The Religion of China: Confucianism and Taoism. Glencoe, Illinois : The Free Press. 308 p.12. Weber, M. (1952) Ancient Judaism. Glencoe Illinois: The Free Press. 484 p.13. Weber, M. (1958) The Religion of India, the Sociology of Hinduism and Buddhism. Glencoe, Illinois : The Free Press. 392 p.14. Veber, M. (1976) Privreda i dru?tvo, knj. 1–2. Beograd : Prosveta. 498 s.15. Veber, M. (2015) Sociologija religije – tipovi religijskih zajednica. Novi Sad : Mediterran Publ. 249 s. ISBN: 978-86-6391-028-7.16. Schluchter, W. (1987) Weber’s Sociology of Rationalism and Typology of Religious Rejections of the World. In: Lash, S., Whimster, S. Max Weber, Rationalityand Modernity. London and New York : Routledge. P. 92–118.17. Becker, C. H. (1974) Christianity and Islam. New York : Burt Franklin Reprints.18. Esposito, L. J. (2003) Unholy War: Terror in the Name of Islam. New York, Oksford : Oksford University Press. 196 p. ISBN 0-19-515435-5.19. Cook, D. (2005) Understanding Jihad. Berkley, Los Angeles, London : University of California Press. 269 p.20. Vukomanovi?, M. (2004) Religija. Beograd : Zavod za ud?benike i nastavna sredstva.21. Rodinson, M. (1973) Islam and Capitalism. NewYork : Pantheon Books. 308 p. ISBN 978-0394467191.22. Said, E. (2002) Kultura i imperijalizam. Beograd : Beogradski krug. 645 s.23. Said, E. (2008) Orijentalizam. Beograd : Biblioteka XX vek. 480 s.24. Jovanovi?, N. (2017) Contemporary Orientalistic discourse as the framework for the analysis of Islamophobia in Western societies. In: Stanarevi? S., ?or?evi? I., Rokvi? V, (eds). 3rd International Conference on Human Security, Belgrade, May 2017, University of Belgrade – Faculty of Security Studies, Human Security Research Center. P. 272-274.Сведения об авторахЙованович Айзенхаммер Наташа Белградский университет, Белград, Сербиядоктор социологических наук, доцент, кафедра социологии Философского факультетаСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2021. Том. 27. № 3. >> Архив журнала