Журнал: Наука. Культура. Общество

Березина А. В., Колосова Е. А.
Чтение современных российских подростков в условиях цифровой реальности

DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2021.27.4.10

Березина Александра Викторовна
Российская государственная детская библиотека, Москва, Россия
Колосова Елена Андреевна
Российская государственная детская библиотека, Москва, Россия


 

Ссылка при цитировании:

Березина А. В., Колосова Е. А. Чтение современных российских подростков в условиях цифровой реальности // Наука. Культура. Общество. 2021. Том. 27. № 4. С. 122-131.
DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2021.27.4.10

Рубрика:

Социология культуры

Аннотация:

Чтение разнообразной литературы является важнейшим видом деятельности, способствующим социализации подростка, становлению идентичности, формированию мировоззрения, ценностных ориентаций. В настоящее время чтение для подростков стало необязательным занятием, воспринимается ими как одно из досуговых, предпочтение отдается бездумному времяпрепровождению: просмотр сериалов, компьютерные игры, «зависание» в соцсетях. Эти изменения во многом связаны с теми процессами, которые происходят в современном обществе, в том числе с повышением представленности цифровых технологий в жизни подростков. Согласно психологическим исследованиям в структуре мотивации чтения современных подростков можно выделить следующие основные мотивы: мотив пользы, мотив развлечения, мотив эскапизма, личностный мотив, мотив принуждения, социальный мотив. При этом более трети подростков не имеют сформированной читательской мотивации, а среди мотивов чтения преобладают внешние: пользы, развлечения и принуждения. В мотивации чтения прослеживается динамика изменений по возрастам, а также гендерные различия. Социологические опросы показывают, что круг чтения современных подростков состоит из печатных и электронных книг и периодики. Пропорции с каждым годом меняются в сторону предпочтения электронного чтения и несмотря на то, что Интернет усилил интенсивность чтения подростков, они читают в Интернете не только электронные книги, но и новостные сообщения, энциклопедии, юмористические сайты, публикации о знаменитостях и даже музыкальные порталы. Таким образом, цифровизация способствует увеличению объема чтения, но снижает его качество.

Литература:

  • 1. Выготский, Л. С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. М. : Педагогика, 1987. 344 с.
  • 2. Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М. : Лайда, 1994. 191 с. ISBN 5-87632-035-8.
  • 3. Собкин, В. С., Калашникова, Е. А. Влияние школьной академической успешности и социального статуса в классе на мотивацию чтения художественной литературы учащихся основной школы // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. М. : Издательство «Канон+», 2016. Вып. 13. С. 85-93. ISBN 978-5-88373-048-0.
  • 4. Детское чтение в России / Е.А. Колосова, О.П. Мезенцева, М.А. Веденяпина [и др.]. Москва, 2014. 114 с.
  • 5. Березина, А. В. Особенности социализации современных подростков // Педагогические проблемы социализации: научные практико-ориентированные разработки. М. : ООО «Франтера», 2010. С. 37-45.
  • 6. Березина, А. В. К проблеме подросткового чтения // Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования. М. : РГДБ, 2020. Вып. 6. С. 16-29.
  • 7. Березина, А. В. Чтение современных российских подростков: мотивационный аспект // Психология обучения. 2021. № 3. С. 101-109.
  • 8. Колосова, Е. А. Чтение российских детей и подростков в трансформирующемся обществе // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 7 (150). С. 123-130.
  • 9. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования / Н.А. Борисенко, К.В. Миронова, С.В. Шишкова, Г.Г. Граник // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 5. С. 28-49. DOI: 10.15293/2658-6762.2005.02.
  • 10. Взрослые и дети в Интернете: цифровая грамотность: опрос «Лаборатории Касперского» // Kaspersky Safe Kids: [сайт]. 01.09.2020. URL: https://kids.kaspersky.ru/article/opros_vzroslye_i_deti_v_internete_cifrovaya_gramotnost (дата обращения 25.05.2021).

Сведения об авторах


Березина Александра Викторовна
Российская государственная детская библиотека, Москва, Россия
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения

Колосова Елена Андреевна
Российская государственная детская библиотека, Москва, Россия
Candidate of Sociology, Associate professor, Head of the Department of Sociology, Psychology and Pedagogy of Children's Reading

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 27. № 4.
>> Архив журнала