Журнал: Наука. Культура. Общество

Чумаков В. А.
Политические контексты «мягкой силы» и культурно-образовательной дипломатии европейских стран как каналов локально-глобальных взаимодействий

DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2021.27.4.2

Чумаков Виталий Александрович
Аппарат Общественной палаты России, Москва, Россия


 

Ссылка при цитировании:

Чумаков В. А. Политические контексты «мягкой силы» и культурно-образовательной дипломатии европейских стран как каналов локально-глобальных взаимодействий // Наука. Культура. Общество. 2021. Том. 27. № 4. С. 17-29.
DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2021.27.4.2

Рубрика:

Современные политические процессы в России и за рубежом

Аннотация:

Анализируется обширный организационный и проектный инструментарий, находящийся в распоряжении органов Европейского союза и ведущих европейских стран (Великобритания, Германия, Франция, Испания), применяемый ими для приложения т.н. «мягкой силы», то есть неформального продвижения национальных интересов и общеевропейских ценностей в третьих странах, включая Россию. Признается, что само существование Евросоюза в текущей конфигурации и с действующими идеологическими установками служит не столько примером и образцом для подражания, сколько объектом стремления как политических элит не входящих в ЕС стран, так и их рядового населения. Утверждается, что Европейский союз, несмотря на наличие разногласий среди некоторых его членов по отдельным политическим вопросам, в целом демонстрирует солидарное следование выработанным десятилетиями принципам, нормам и правилам социально-экономической и культурно-гуманитарной интеграции. Выявляется, что общей чертой для всех рассматриваемых национальных языковых программ и культурно-образовательных инициатив является то, что изучаемый иностранный язык всецело отражает картину мира своего «родного» государства. Более того, в учебниках и методических пособиях в большинстве случаев присутствуют ценностные ориентиры населения либо ценностная повестка самой этой страны. Все они рассчитаны на обучение иностранцев по самым разным направлениям: как результат, большинство студентов участвует в них для расширения своих возможностей, увеличения личностного капитала и дальнейшего трудоустройства в стране обучения, исходя из предполагаемого высокого уровня дохода и жизни. Делается вывод о несоразмерности значительных ресурсов, которые направляют отдельные европейские государства и уставные органы Евросоюза на продвижение общеевропейских культурных и политических ценностей, и относительно скромных усилий российского правительства по расширению «глобального» пространства Русского мира, в том числе на «локальной» территории исторически и цивилизационно близких к России евразийских стран.

Ключевые слова:

Европейский союз; мягкая сила; европейские ценности; языковые программы; обучение за рубежом; НКО; иностранные агенты

Литература:

  • 1. Лебедева, М. М. «Мягкая сила»: понятие и подходы // Вестник МГИМО Университета. 2017. № 3(54). С. 212-223. DOI: 10.24833/2071-8160-2017-3-54-212-223.
  • 2. Харитонова, Е. М. «Мягкая сила» во внешней политике государства: опыт Великобритании (вторая половина 1990-х – 2010-е гг.): автореферат дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04 / Харитонова Елена Марковна; [Место защиты: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН], 2017. 24 c.
  • 3. Красноперова, М. А., Рахманова, С. Т. Язык как инструмент «мягкой силы» во внешней политике Великобритании на примере деятельности Британского Совета // Теории и проблемы политических исследований. 2019. Т. 8, № 2А. С. 189-195.
  • 4. Боголюбова, Н. М., Николаева, Ю. В. Языковой аспект внешней культурной политики современной Франции // Труды Санкт-петербургского государственного университета культуры и искусств. 2010. Т. 190. С. 211-221.
  • 5. Боголюбова, Н. М., Николаева, Ю. В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен : уч. пособие. СПб. : СПбКО, 2009. 413 с. ISBN 978-5-903983-10-0.
  • 6. Карданова, М. Л., Эздекова, Л. Б. Роль культурно-языкового фактора как инструмента «мягкой силы во внешней политике Испании // Дискуссия. 2015. № 8(60). С. 72-76.
  • 7. Рябова, Е. Л., Терновая, Л. О. Россия-Испания: многогранность взаимодействия и возможности обучения // Этносоциум и межнациональная культура. 2018. № 6(120). С. 15-25.
  • 8. Кудеярова, Н. Испанский язык: две проекции одного явления // Российский совет по международным делам (РСМД). 20 ноября 2013. URL: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/ispanskiy-yazyk-dve-proektsii-odnogo-yavleniya (дата обращения 20.10.2021).
  • 9. Леонов, А. С. Взаимодействие Европейского союза с национальными правозащитными учреждениями в рамках политики развития и европейской политики соседства // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2015. № 3. С. 143-152.
  • 10. Гребеньков, С. Д. Проблемы глобализации в СМИ. М. : Лаборатория книги, 2011. 97 с. ISBN 978-5-504-00148-7.

Сведения об авторах


Чумаков Виталий Александрович
Аппарат Общественной палаты России, Москва, Россия
кандидат политических наук, МВА (European Economics), помощник руководителя

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 27. № 4.
>> Архив журнала