Журнал: Журнал социологии и социальной антропологииПопов Д. С., Григорьева Е. А., Шестакова Д. А.Факторы устойчивости профессии учителя в период трансформаций на фоне пандемии COVID-19 DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.3.7. EDN: ICOCWO Попов Дмитрий Сергеевич Институт социологии ФНИСЦ РАНГригорьева Екатерина Александровна Институт социологии ФНИСЦ РАНШестакова Дарья Андреевна Институт социологии ФНИСЦ РАН Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Попов Д. С., Григорьева Е. А., Шестакова Д. А. Факторы устойчивости профессии учителя в период трансформаций на фоне пандемии COVID-19 // Журнал социологии и социальной антропологии. 2024. Том. 27. № 3. С. 196–215.DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.3.7. EDN: ICOCWOРубрика: Социология профессийВыражение признательностиСтатья подготовлена при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Новые социальные неравенства в эпоху цифровизации» (грант № 21-18-00489).Аннотация: Профессия школьного учителя, укорененная в российской действительности, демонстрирует кризисные черты на протяжении постсоветских десятилетий. В отечественной литературе среди прочего отмечены проблемы воспроизводства и старения корпуса учителей, невысокая компетентность, малая экономическая отдача от труда, снижающийся профессиональный престиж. Однако на фоне этого мы наблюдаем относительную устойчивость профессии, что позволяет говорить о существовании факторов, дающих возможность преодолевать кризисные явления как на индивидуальном, так и на институциональном уровне. Эти факторы нуждаются в отдельном изучении и экспликации. Значительным вызовом для школы и профессии учителя стала эпидемия COVID-19. Проведенное исследование сфокусировано на том, как изменяется этос профессии российского школьного учителя на фоне пандемии, в чем состоят параметры и особенности этого изменения и институциональной устойчивости профессии. Авторы статьи обращаются к многолетней серии интервью с учителями, проведенной в период так называемого кризисного обучения, в годы распространения коронавируса. Показано, что старое ценностно-этическое ядро учительской профессии в России, восходящее к идеям Просвещения и обеспечившее устойчивость профессии в годы транзита от советского к постсоветскому обществу, оказалось в состоянии видимой эрозии. Учителя, особенно представители молодых поколений, социализированные в постсоветской реальности, вынуждены искать новые профессиональные ориентиры и новые параметры профессионального этоса. От успешности или неуспешности этого поиска зависит устойчивость современной профессии учителя, в том числе эффективность ее воспроизводства. Ставшие доступными в годы пандемии онлайн-ресурсы «цифровой школы», новые форматы удаленного преподавания и контроля, новые модели взаимодействия с учениками, их родителями и методистами — вот ключевые социальные и технологические изменения, формирующие контуры нового профессионального этоса.Литература:Абрамов Р.Н., Быков А.В. (2021) Мир профессий в контексте труда и занятости: пандемическое и цифровое вертиго. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3: 4–20. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.2001.Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Захарова У.С., Терентьев Е.А. (2021) Преподаватели российских вузов в условиях пандемийной цифровизации: между автономией и контролем. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3: 134–154. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1985.Бекова С.К., Терентьев Е.А., Малошонок Н.Г. (2021) Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID-19: связь социально-экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов. Вопросы образования, 1: 74–92. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-74-92.Бердяев Н.А. (1909) Философская истина и интеллигентская правда. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М.: Типография Саблина.Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. (2007) Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение.Воробьева И.В. (2014) Престиж профессии учителя. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 4: 247–254.Гудков Л.Д., Дубин Б.В. (2009) Интеллигенция. Заметки о литературно-политических иллюзиях. М.: Изд-во Ивана Лимбаха.Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д., Захаров А.Б. (2011) Российская школа: альтернатива модернизации сверху. Вопросы образования, 3: 5–54.Оборин М.С. (2020) Влияние пандемии COVID-19 на образовательный процесс. Сервис в России и за рубежом, 14(5): 153–163.Парабучев А.И. (2005) Учитель в эпоху общественных трансформаций — к автопортрету профессии. Вопросы образования, 4: 246–259.Парсонс Т. (1998) Система современных обществ. М.: Аспект Пресс.Петракова А.В., Канонир Т.Н., Куликова А.А., Орел Е.А. (2021) Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID–19. Вопросы образования, 1: 93–1141..Петракова А.В., Канонир Т.Н., Куликова А.А. (2021) Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID–19. Вопросы образования, 1: 93–114.Покровский Н.Е. (1999) Прощай, интеллигенция. На перепутье (Новые Вехи). М.: Логос.Попов Д.С., Стрельникова А.В., Григорьева Е.А. (2022) Цифровизация российской средней школы: отдача и факторы риска. Мир России, 31(2): 26–502.Попов Д.С., Стрельникова А.В., Григорьева Е.А. (2023) Учителя в условиях «кризисной цифровизации»: на пороге «нового луддизма»? Социологический журнал, 1: 55–771.Хагуров Т.А., Остапенко А.А. (2014) Реформа образованиями глазами учителей и преподавателей. Социологические исследования, 11: 103–1073.Agasisti T., Gil-Izquierdo M., Won Han S. (2020) ICT use at home for school-related tasks: what is the effect on a student’s achievement? Empirical evidence from OECD PISA data. Education Economics, 28(6): 601–620.Akkermans J., Richardson J., Kraimer M.L. (2020) The Covid–19 crisis as a career shock: Implications for careers and vocational behavior. Journal of Vocational Behavior, 119, Article 103434.Arnup J., Bowles T. (2016) Should I stay or should I go? Resilience as a protective factor for teachers’ intention to leave the teaching profession. Australian Journal of Education, 60(3): 229–244.Beltman S., Mansfield C., Price A. (2011) Thriving not just surviving: A review of research on teacher resilience. Educational Research Review, 6(3): 185–207. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2011.09.001.Biagi F., Loi M. (2013) Measuring ICT Use and Learning Outcomes: evidence from recent econometric studies. European Journal of Education, 48(1): 28–42.Collie R.J. et al. (2020) Adaptability among science teachers in schools: A multi-nation examination of its role in school outcomes. Teaching and Teacher Education, 95, Article 103434.Collie R.J., Martin A.J. (2016) Adaptability: An important capacity for effective teachers. Educational Practice and Theory, 38(1): 27–39.Durkheim E. (1958) Professional Ethics and Civic Morals. Bristol: Burleigh Press.Gu Q., Day C. (2013) Challenges to teacher resilience: conditions count. British Educational Research Journal, 39(1): 22–44.Mayer K. (2003) The sociology of the life course and lifespan psychology: diverging or converging pathways. In: Staudinger U.M., Lindenberger U. (eds.) Understanding human development: dialogues with lifespan psychology. N.Y.: Springer: 463–483.Parsons S.A. et al. (2011) The case for adaptability as an aspect of reading teacher effectiveness. Voices from the Middle, 19(1): 19–23.Pettersson F. (2021) Understanding digitalization and educational change in school by means of activity theory and the levels of learning concept. Education and Information Technologies, 26: 187–204.Сведения об авторахПопов Дмитрий Сергеевич Институт социологии ФНИСЦ РАНЦентр социологии науки и образования, ведущий научный сотрудникГригорьева Екатерина Александровна Институт социологии ФНИСЦ РАНМладший научный сотрудникШестакова Дарья Андреевна Институт социологии ФНИСЦ РАНаспирантСодержание выпуска>> Содержание выпуска 2024. Том. 27. № 3. >> Архив журнала