Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)

Абрамов Р. Н.
Методологические и содержательные аспекты социальных исследований блогов: аналитический обзор


Абрамов Роман Николаевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Абрамов Р. Н. Методологические и содержательные аспекты социальных исследований блогов: аналитический обзор // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2012. Том. 0. № 35. С. 90-118.

Рубрика:

ОНЛАЙН-ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация:

Статья подготовлена на основе анализа материалов российских и зарубежных публикаций и посвящена рассмотрению методологических и содержательных аспектов социальных исследований блогов. Основная задача статьи – обозначить потенциал и показать ключевые проблемы исследований блогосферы. Дается характеристика блогосферы как формы интернет-коммуникаций, характеризуются этические аспекты использования материалов блогов, характеризуются основные методологические стратегии социальных исследований блогосферы.

Литература:

  • Dijck Jos? van Facebook as a Tool for Producing Sociality and Connectivity//Television & New Media 2012. Vol. 13(2). P. 160-176.
  • Chia A. Welcome to Me-Mart: The Politics of User-Generated Content in Personal Blogs//American Behavioral Scientist. 2011. No. XX(X) P. 1-18.
  • O’Reilly T. What Is Web 2.0: Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software//Blog. O’Reilly Media. 2005. September 30 [on-line]. URL:http://www.oreillynet.com/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/what-is-web-20.html.
  • Garden M. Defining blog: A Fool’s Errand or a Necessary Undertaking//Journalism. 2011. No. 13(4). P. 483-499.
  • Baker J. Origins of «Blog» and «Blogger»//American Dialect Society Mailing List. 2008. 20 April [on-line]. URL: listserv.linguistlist.org/cgi-bin/wa?A2=ind0804C&L=ADS-L&P=R16795&I=-3
  • Bar-Ilan J. Information Hub Blogs//Journal of Information Science. 2005. No. 31(4). P. 297-307.
  • Bruns A. Methodologies for Mapping the Political Blogosphere: An Exploration Using the IssueCrawler Research Tool. 2007. No. 12(5) [on-line]. URL: http://eprints.qut.edu.au/7832/1/7832.pdf.
  • Lomborg S. Navigating the blogosphere: Towards a Genre-based Typology of Weblogs//First Monday.2009. No. 5 [on-line]. http://firstmonday.org/htbin/cgiwrap/bin/ojs/index.php/fm/article/view/2329/2178.
  • Hookway N. Entering the Blogosphere: Some Strategies for Using Blogs in Social Research//Qualitative Research. 2008. Vol. 8(1). P. 91-113.
  • Lin J., Halavais A., Zhang B. Mapping the Structure of the American Blogosphere [on-line]. URL:http://www.aaai.org/Papers/Symposia/Spring/2006/SS-06-03/SS06-03-022.pdf.
  • Blood R. The Weblog Handbook: Practical Advice on Creating and Maintaining Your Blog. Cambridge, Mass.: Perseus, 2002.
  • Pipenko M.A. Russian Blogosphere as a Public Sphere//Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2010. No. 4(3). P. 526-535.
  • Castells M. The New Public Sphere: Global Civil Society, Communication Networks, and Global Governance//Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 616: Public Diplomacy in a Changing World (Mar., 2008). P. 78-93.
  • Leccese M. Online Information Sources of Political Blogs//Journalism & Mass Communication Quarterly.2009. Vol. 86. No. 3. Autumn. P. 578-593.
  • Habermas J. Between Facts & Norms: Contributions to a Discourse Theory of Law & Democracy. Cambridge: Polity Press, 1996.
  • Habermas J. Political Communication in Media Society -Does Democracy Still Enjoy an Epistemic Dimension? The Impact of Normative Theory on Empirical Research. Keynote Address in the Annual Convention of the International Communication Association, June 20, 2006. Dresden, 2006.
  • Habermas J. Strukturwandel der ?ffentlichkeit. Untersuchungen zu einer Kategorie der b?rgerlichen Gesellschaft. Suhrkamp, 1962.
  • Бодрунова С.С. Концепция публичной сферы и медиакратическая теория: поиск точек соприкосновения//Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. № 1(54). С. 110-132;
  • Иванова Е.Н. Профессионализация новых медиа и этос публичной сферы//Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9. № 2. С. 169-194.
  • Dahlberg L. The Habermasian Public Sphere Encounters Cyber-Reality//Javnost -The Public. 2001. Vol.8. No. 3. P. 83-96.
  • Reese S. D., Rutigliano L., Hyun K., Jeong J. Mapping the Blogosphere: Professional and Citizen-based Media in the Global News Arena//Journalism. 2007. No. 8. P. 235-261.
  • Wilson L., Parrott S., Meade T. When Blogs Become Organizations//Journalism. 2011. No. 12. P. 243-259.
  • Meraz S. The Fight for «How to Think»: Traditional Media, Social Networks, and Issue Interpretation//Journalism. 2011. No. 12 (1). P. 107-127.
  • Мартьянов Д.С. Виртуальные сообщества в блогах: практика взаимодействия с политическими акторами//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.2007. № 13 (36). С. 67-75.
  • Сазонов Т. «Информационная повестка дня»: блоги приходят на смену традиционным СМИ?//Известия Южного федерального университета. Сер.: Филологические науки. 2010. № 3. С. 152-160.
  • Шатин И.М. Социальные среды современной политики: блогосфера//Вестник РГГУ: Политология. Сер.: Социально-коммуникативные науки. 2011. № 1. С. 149-157.
  • Koltsova E. Blogging in Russia is not Russian Blogging//International blogging: Identity, Politics and Networked Publics/Ed. A. Russel, N. Echchaibi. N.Y.: Peter Lang, 2009. P. 65-84.
  • Лазуткина Е.В. Особенности коммуникационной модели блогов//Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. № 66. С. 201-207.
  • Etling B., Kelly J., Faris R., Palfrey J. Mapping the Arabic Blogosphere: Politics and Dissent Online//New Media & Society. 2010. No. 12 (8). P. 1225-1243.
  • Anderson J., Rainie L. The Impact of the Internet on Institutions in the Future//Pew Internet. 2010 [on-line]. URL: http://www.pewinternet.org/Reports/2010/Impactof-the-Internet-on-Institutions-in-the-Future/Main-Findings/Findings.aspx.
  • Moe H. Internet Research Mapping the Norwegian Blogosphere: Methodological Challenges in Internationalizing//Social Science Computer Review. 2011. Vol. 29. No. 3. P. 313-326.
  • Schmidt J. Blogging Practices: An Analytical Framework//Journal of Computer-Mediated Communication.2007. No. 12 (4). P. 1409-1427.
  • Serfarty V. Online Diaries: Towards a Structural Approach//Journal of American Studies. 2004. No. 38(3). P. 457-471.
  • Li D., Walejko G. Splogs and Abandoned Blogs: The Perils of Sampling Bloggers and Their Blogs//Information, Communication & Society. 2008. Vol. 11. No. 2. P. 279-296.
  • Frankel M.S, Sang S. Ethical and Legal Aspects of Human Subjects Research on the Internet: a Report of a Workshop June 10-11, 1999 [on-line]. URL: http://www. aaas.org/spp/dspp/sfrl/projects/intres/report.pdf (accessed 15 May 2002).
  • Berry D. M. Internet Research: Privacy, Ethics and Alienation -An Open Source Approach//Internet Research. 2004. Vol. 14. Iss. 4. P. 53-76. URL: http://www.sussex.ac.uk/cspt/documents/issue9-4.pdf.
  • Sudweeks F., Rafaeli S. How Do You Get a Hundred Strangers to Agree: Computer Mediated Communication and Collaboration//Computer Networking and Scholarship in the 21st Century University/Ed. T.M. Harrison, T.D. Stephen. SUNY Press, 1996 [on-line]. URL:http://gsb.haifa.ac.il/~sheizaf/strangers.html.
  • Walther J. Research Ethics in Internet-enabled Research: Human Subjects Issues and Methodological Myopia//Ethics and Information Technology. 2002. Vol. 4. Iss. 3. P. 205-216; https://www.nyu.edu/projects/nissenbaum/ethics_wal_full.html.
  • Bassett E.H., O’Riordan K. Ethics of Internet Research: Contesting the Human Subjects Research Model//Ethics and Information Technology. 2002. Vol. 4. Iss. 3. P. 233-247.
  • Bakardjieva M., Feenberg A. Involving the Virtual Subject: Conceptual, Methodological and Ethical Dimensions//Journal of Ethics and Information Technology. 2001. Vol. 2 (4). P. 233-240.
  • Waskul D. Ethics of Online Research: Considerations for the Study of Computer Mediated Forms of Interaction//The Information Society. 1996. No. 12 (2). P. 129-139.
  • Блогосфера Рунета. Весна 2009. По данным Поиска по блогам Яндекса [on-line]. URL:http://download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_ spring_2009.pdf.
  • Алябьева Е. О социальных функциях блогов в современной России//Блоги: новая реальность: Личность и межличностное взаимодействие в сети интернет/Под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова. СПб.: СПбГУ, 2007. С. 40-46.
  • Bruns A., Burgess A., Highfield T., Kirchhoff L., Nicolai T. Mapping the Australian Networked Public Sphere//Social Science Computer Review. 2010. No. 29(3). P. 277-287.
  • Fruchterman T., Reingold E. Graph Drawing by Force-Directed Replacement//Software-Practice and Experience. 1991. 21 Nov. P. 1129-1164.
  • Etling B., Kelly J., Faris R., Palfrey J. Mapping the Arabic Blogosphere: Politics and Dissent Online//New Media Society. 2010. No. 12 (8). P. 1225-1243.
  • Lonkila M. The Internet and Anti-military Activism in Russia//Europe-Asia Studies. 2008. Vol. 60. No. 7. P. 1125-1149.
  • Давыдов А.А. Социология изучает блогосферу//Социологические исследования. 2008. № 11. С. 92-101.
  • Munger M. Blogging and Political Information: Truth or Truthiness?//Public Choice. 2008. Vol. 134. No. 1/2. P. 125-138.
  • Ashley E., Qiang X. Political Expression in the Chinese Blogosphere: Below the Radar//Asian Survey. 2008. Vol. 48. No. 5 (September/October). P. 752-772.
  • Meraz S. Interpretation the Fight for «How to Think»: Traditional Media, Social Networks, and Issue//Journalism. 2011. No. 12 (1). P. 107-127.
  • Etling B., Alexanyan K., Kelly J., Faris R., Palfrey J., Gasser U. Public Discourse in the Russian Blogosphere: Mapping RuNet Politics and Mobilization/Berkman Center Research Publication No. 2010-11, 19 October 2010 [on-line]. URL:http://cyber.law.harvard.edu/publications/2010/Public_Discourse_Russian_Blogosphere.
  • Zhao S. The Digital Self: Through the Looking Glass of Telecopresent//Symbolic Interaction. 2005. Vol. 28. No. 3 (Summer). P. 387-405.
  • Bortree D.S. Presentation of Self on the Web: An Ethnographic Study of Teenage Girls’ Weblogs//Education, Communication & Information. 2005. Vol. 5. No. 1, March. P. 25-39.
  • Nardi B., Schiano D., Gumbrecht M., Swartz L. Why We Blog//Communications of the ACM. 2004. Vol. 47. No. 12. P. 41-46.
  • Subrahmanyam K., Greenfield P. Online Communication and Adolescent//The Future of Children. 2008. Vol. 18. No. 1. P. 119-146.
  • Сафонова Т. Порядок интеракции в сетевых дневниках: альтернативная экономика сообщений//Блоги: новая реальность. Личность и межличностное взаимодействие в сети интернет/Под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова. СПб.: СПбГУ, 2007. С. 55-75.
  • Рахвалова Н.А. Блогосфера как средство самовыражения молодого человека//Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 14. С. 91-95.
  • Хитров А. Блог как феномен культуры//Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10. № 1. С. 66-76.
  • Кузьмина Е. Сообщества в Живом Журнале - новые коммуникативные возможности для субкультурных групп и общественных инициатив//Журнал исследований социальной политики.2011. Т. 9. № 3. С. 365-390.
  • Соколов М. Онлайновый дневник, теории виртуальной идентичности и режимы раскрытия персональной информации//Блоги: новая реальность. Личность и межличностное взаимодействие в сети интернет/Под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова. СПб.: СПбГУ, 2007. С. 9-39.

Сведения об авторах


Абрамов Роман Николаевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
кандидат социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2012. Том. 0. № 35.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: